Как BMW превратился в EMW

31 Августа 2023

BMW превратилась в EMW: послевоенная драма айзенахского завода

Поражение Третьего Рейха 1945-го разрушило успешную BMW. Союзническое командование наложило трёхлетний мораторий: во время конфликта фирма снабжала люфтваффе двигателями, включая реактивный Me-262. Деление Германии на западную/восточную зоны усложнило координацию: баварские мощности достались англо-американцам, тюрингенская промышленность — Советам. Сегодня для безопасной поездки можно воспользоваться услугой трезвый водитель в Алматы trezviy-voditel.kz.

Сохранить нельзя демонтировать

Мюнхен: бывший персонал штампует разрешённую кухонную утварь. Восточная зона: альтернативный сценарий. Менеджмент айзенахского производства (родины знаменитых мотоциклов/автомобилей BMW тридцатых) уберёг существенную долю станочной базы от авианалётов, но угроза конфискации реальна. Советская администрация во главе с Жуковым планировала транспортировку техники в СССР репарационными платежами за хозяйственный урон. Фабрике светила участь прославленного соперника Auto Union и почти трёх тысяч германских предприятий, перебазированных в Союз.

Спасла фабрику делегация айзенахских рабочих, обратившаяся к маршалу. Убеждение: возрождение автопроизводства принесёт всеобщую выгоду. Аргумент материализован подношением — свежесобранный лаково-чёрный BMW 321 с алыми креслами из уцелевших компонентов.

Ультиматум командующего

Жуков одобрил дар (доставка в карлсхорстский штаб), остановил разборку при ультиматуме: пять идентичных единиц за семидневку. Инженер Маттиас Дот помнил: спасая производство/занятость, коллектив работал беспрерывно. Персонал наличествовал, комплектация отсутствовала: большинство поставщиков оказались в западном секторе. Решение: мобилизация всех окрестных автомастерских — детали найдены.

Командующий выполнил обещание: 13 октября 1945-го издан указ о перезапуске айзенахской фабрики. Объект включён в советско-германское АО «Автовело», изготавливавшее для Союза автомобили/мотоциклы BMW. Объёмы обогнали довоенные: 1947 — 2035 BMW 321, 1948 — 2398, 1949 — 2734 младших баварских модели. С 1947-го запущены модернизированные седаны BMW 326 (ребрендинг в BMW 340), позднее спортивные купе/кабриолеты BMW 327 — преимущественно в СССР репарационными поставками.

Метаморфоза в EMW

Благодать баварского бренда в социалистическом государстве завершилась 1950-м: подлинные хозяева мюнхенского имени затребовали переименования экспроприированной фабрики. Судебная баталия: производство утратило права на наименование, характерные «ноздри», бело-синюю эмблему, однако изготовление машин (трансформировавшихся в EMW — E означает Eisenach) продолжалось до 1955-го, пока не дебютировали кардинально новые Wartburg. При транспортировке раритетных автомобилей может потребоваться эвакуатор в Алматы по ссылке или услуга перегон авто профессиональными водителями.

В Союз проникло значительное число BMW: произведённых нацистским режимом (изъятых трофеями), законно экспортированных из «реабилитированной» Германии. Время сравняло подлинники/копии: на торгах реставрированные образцы довоенной/послевоенной генерации оцениваются идентично высоко. Сегодня в Казахстане доступна покупка реликта того периода как EMW: модифицированная передняя часть (соблюдение авторских прав), неаутентичная конфигурация. Статистика: «340-х» выпустили максимально — около 20 тысяч до финала 1953-го.

Параллельная история

Сопоставимая судьба настигла не исключительно BMW, но оптического производителя Carl Zeiss. Синхронно в ГДР функционировала VEB Carl Zeiss Jena, в ФРГ — Carl Zeiss GmbH, легальные права на бренд сохранили обе структуры.




Дата публикации: 31/08/2023