Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

13 Апреля 2012
Заканчивается Великий пост. Каждый православный христианин, несмотря на какие-то общие правила, постится по-своему. Кто-то полностью воздерживается от пищи, другие ограничиваются сухоядением, иные принимают горячую пищу без масла, а некоторые даже вкушают рыбу.

Мы обратились к Владимиру КЛИМЕНКО, редактору епархиального вестника "Алтайская миссия", прихожанину барнаульского храма Святителя Димитрия Ростовского с просьбой поделиться своим великопостным опытом.

– Владимир Фёдорович, как вы – человек советской формации, воспитанный на атеизме, пришли к вере?

– Вопрос веры – один из самых сложных для каждого человека. Если он не приходит в течение земной жизни к вере, а так нередко бывает, то это величайшая трагедия, поскольку без истинной веры теряется смысл жизни, перспектива вечной жизни.

Одна из причин моего обращения в православную веру заключалась в моей болезни. В связи с этим мне вспоминается евангельская притча.

В 13-й главе Евангелия от Луки сказано: «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу, сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин, оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».

Со мной произошло то же самое: я был той самой бесплодной смоковницей, и мне Господь дал еще один шанс – с помощью болезни он меня попытался пробудить от греховного сна.

Другая причина интеллектуального порядка. В конце 1990-х годов мне попала в руки книга «Русь соборная», ее автор – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Это издание перевернуло мое представление как о российской истории, так и о церковнослужителях. В советское время нам внушали, что попы – это мракобесы, но, прочитав эту книгу, я убедился, ее автор – человек высочайшей интеллектуальной культуры и образованности.

И третья причина – мои дети. Я страшно боялся за их судьбу в смутные 1990-е, поэтому пошел в храм Божий, ведя их за руку, видя во Христе единственного заступника. А точнее, это они, дети, привели меня в храм. В 2004 году я стал ходить в воскресную школу при Свято-Никольском храме и в миссионерский молодежный кружок «Слово» вместе с детьми. Там они обрели православных невест, создали семьи, уже и внуки растут в вере православной. Я благодарен за это Господу.



Владимир Фёдорович с внуком Тёмой. Фото из семейного альбома Клименко

– Вы упомянули о болезни, расскажите, как вы исцелились?

– Мне сделали операцию, удалив почку, после чего провели курс лучевой терапии – 23 сеанса. Трудно описать мое самочувствие – оно было очень тяжелым: что ни съем – тошнит, еле на ногах стоял. Но очень хотелось жить. И пройдя курсы официальной послеоперационной терапии, я решил заняться своим здоровьем сам. Для чего разработал комплексный план оздоровления, основанный на здоровом образе жизни и на применении методов народной медицины. Этот комплекс включал в себя траволечение, определенную диету, водные процедуры, в том числе контрастные, двигательные нагрузки и специальную гимнастику. Кроме того, я решил прибегнуть к самому радикальному методу оздоровления – лечебному голоданию. В общей сложности проголодал не меньше 10-15 раз – от пяти-десяти до 18 дней. Я пил отвары, воду и иногда ел мед на кончике ножа. Когда пища в организм не попадает, он переходит на внутреннее питание, и происходит очищение организма, все лишнее, в том числе и опухоль, превращается в пищу. Через год-два, после нескольких курсов лечебного голодания, опухоль, которая вновь возникла в ложе удаленной почки, исчезла. Но я бы не рекомендовал прибегать к такому радикальному методу лечения, как голодание, без консультаций и наблюдений у врача. Это небезопасно.

Позднее я прочитал у оптинских старцев глубочайшую мудрость: «Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно...», и теперь повторяю ее моим детям, друзьям и знакомым. Кто не голодал, тот не знает вкуса обыкновенного хлеба. После первого голодания, которое продолжалось 18 дней, любая пища казалась мне манной небесной.

– Считаете ли вы свое исцеление чудом?

– Конечно. В Евангелии от Иоанна сказано: «Без мене не можете творити ничесоже». Есть такая поговорка: «Без Бога не до порога». Утром, выходя из дома, я молюсь Господу, моему ангелу-хранителю, Пресвятой Богородице, чтобы они хранили меня, потому что город – это каменные джунгли, и с тобой может случиться все что угодно. Но Господь помогает только тому, кто трудится сам. Я приложил большие усилия, чтобы исцелиться.

– Что вам дает Великий пост?

– Выдержать семь недель, не вкушая мясных, молочных и рыбных блюд (кроме праздников Благовещения и Вербного воскресенья), а также куриных яиц, а потом разговеться в Светлое воскресенье со всем честным православным народом – это великая радость! Она вдвойне велика, потому что ты знаешь, что вместе с тобой радуется твой любящий Господь – Иисус Христос, который знает не только дела наши, но и помыслы – добрые и не очень.

Я курил с 1-го класса, около 30 лет, в 1992 году бросил. Хотя тогда считал себя атеистом, но уверен, что и здесь помог Господь. Я усердно молился иконе Божией Матери Неупиваемая чаша, чтобы мои дети не злоупотребляли спиртным. Сам я особо никогда не увлекался спиртными напитками, хотя с друзьями периодически мы устраивали застолья, но заметил: когда я выпиваю, выпивают и мои дети. И с помощью Божией и Пресвятой Богородицы я вот уже пятый год не употребляю спиртных напитков.

Добрый пример отца необходим детям. Слова без поступков ничего не значат.

– Чем вы питаетесь в пост?

– Я неприхотлив в еде вообще, ем, что Бог пошлет. В пост – овощные салаты из свеклы, огурцов, капусты, картошечку во всех видах, суп с фасолью, горохом, хлебушек бородинский, яблочки. Иногда хочется чего-нибудь, но нет, так нет, я из этого трагедии не делаю. Да и с годами чувство голода притупляется, я спокойно обхожусь без всяких изысков в еде и вне поста. Считаю мясо вредной пищей, хотя время от времени и могу съесть кусочек. Мясу предпочитаю рыбу. В Китае, где казни были возведены в ранг искусства, одной из самых изощренных было кормление мясом. Через месяц человек умирал в страшных муках.

– Вы читали «Лето Господне» Шмелёва? Автор описывает такое разнообразие постных блюд, что слюнки текут.

– Читал, правда, в отрывках. Мне кажется, описанием такого изобилия Шмелёв подчеркивал то неимоверное богатство, которое было у среднего класса, у купечества. Россия вообще богатейшая страна, благословенная Богом. Народ до революции почти никогда не голодал (за исключением неурожаев), реки в Сибири были переполнены рыбой, в пост бедным благословлялось вкушать рыбу, которая стоила сущие копейки, потому что у них не было денег покупать дорогие постные блюда. Богатые могли себе позволить роскошь соблюдать строгий пост, питаясь заморскими фруктами. Более страшные времена голодоморов (1921 год, 1932-33 годы) народ пережил после революции. Поэтому я сознательный противник любых революций. Революция – это разгул бесовщины, Достоевский в этом смысле был прав, когда описал революционеров в романе «Бесы». Хороших революций не бывает.

– И все-таки тяжело держать пост?

– После лечебного голодания, которое без благословения переносится очень тяжело, перешел на посты по православному календарю, которые переносятся несравненно легче, поскольку они благословлены церковью. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко», – сказал Господь (Мф. 11, 30).

– Говорят, что человека, который держит пост, одолевают всяческие искушения.

– Одолевают, и не только во время поста. Как только человек исповедуется и причастится, его также могут ожидать какие-нибудь козни бесовские. Просто нужно понимать, кто строит козни, и сдерживать себя, хотя это непросто, иногда оступаешься.

Так, в первые годы после воцерковления я, как всякий неофит (новообращенный), во время поста проявлял нетерпимость к окружающим, которые в моем присутствии вкушали мясные блюда. Это порой приводило к конфликтным ситуациям. Не сразу понял, что выше всего в отношениях между людьми Христова любовь – терпение немощей твоих ближних и нетерпение собственных немощей и грехов. Это очень трудно, но другого пути просто нет. «Не судите, да не судимы будете». Если кто-то рядом не постится, надо снисходить к этому, понимая, что ты и сам не так давно точно так же не постился, не понимая значения поста. Если вас от всего сердца угощают непостной пищей, пожертвуйте своим постом и примите угощение, чтобы не огорчить ближнего. Когда мы отмечали день рождения нашего коллеги чаепитием с тортом, я съедал кусочек непостного торта, чтобы не огорчить своих друзей. Хорошая защита от искушений – молитва. Апостол Павел говорил: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа».

– Как вы относитесь к новомодным диетам?

– Я считаю соблюдение диет для того, чтобы улучшить свою фигуру, стремление стать похожим на модель язычеством, поклонением своему телу. Нужно дух совершенствовать, а не тело. А совершенствовать дух и исцелять душу можно только через церковные таинства исповеди, причастия и иные. Тело – это ризы кожаные, оно взято из праха, в прах и уйдет. Как бы мы ни совершенствовали его, оно все равно состарится и умрет, а душа бессмертна. Многие завидуют олигархам, их богатству, стремятся достичь того же в жизни. На мой взгляд, богатство – это тот же наркотик, и если бы общество это понимало, то все бы смотрели на олигархов с сочувствием, а не с завистью, тогда богатые люди перестали бы стремиться к накопительству.

– Ваши дети тоже держат пост?

– Я недавно младшему сыну звонил, который в деревне вместе с семьей живет, он сказал, что они пост соблюдают. Когда семья православная, то пост держать легче. Малыши, конечно, не постятся, они еще материнским молочком питаются. Хотя история знает такие примеры, когда младенцы отказывались от груди в дни поста. Так, святые Николай Чудотворец и Сергий Радонежский во младенчестве по средам и пятницам отказывались принимать грудное молочко, то есть они отмечены были Богом еще с младенческих лет. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы и дети постились, хотя не всем дано быть такими великими святыми. Мы можем только подражать им.

– Что бы вы еще посоветовали начинающим постникам?

– Во время поста особенно легко, поскольку мы питаемся постной пищей, чаще исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. Все блага, земные и небесные, исходят от Господа нашего, поэтому надо стараться Ему уподобляться, а это возможно только через чистосердечное покаяние в грехах, Святое причастие, более частое посещение богослужений и молитву.

И еще хочу напомнить об одной важнейшей заповеди – о милосердии. Святые отцы говорят: «Если увидишь нищего – подай ему милостыню; если увидишь врага – примирись; если увидишь своего друга счастливым – не завидуй; если увидишь красивую женщину – пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищений и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. …Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?». Недаром апостол Павел говорит: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом».

Накануне светлого праздника Пасхи хочется поздравить всех православных христиан с величайшим праздником, светлым Христовым воскресеньем, и пожелать всем Божьей помощи, стараться быть чистыми и не грешить, чтобы стать ближе к Богу.

Татьяна Кочетыгова, Вечерний Барнаул