Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

7 Июня 2012

В свежем выпуске читатель познакомится с ярким и глубоким словом Святейшего Патриарха Кирилла на слушаниях Всемирного русского народного собора 3 мая в Москве по теме «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству». В его выступлении нарисована впечатляющая картина катастрофического состояния Руси, дана оценка и подчеркнуто великое значение подвига Патриарха Гермогена в смутное время 1612 года для судеб нашего Отечества. В то время в стране свирепствовали банды мародеров и разбойников, а святая святых русского государства — Кремль — оккупировали враги — польские католики-интервенты. А ведь это было время, когда из православных государств суверенным оставалось только Русское Царство. Эта смута была смертельно опасна не только для Святой Руси, но и для всего православного мира. Именно в этот роковой момент тогдашняя элита — бояре и прочая знать — склонилась перед интервентами, предала веру, народ и государство. (Точно так же элита предавала народ в 1917 и в 1991 годах). Но не покорился измученный народ, вдохновляемый «последним рубежом обороны» — священномучеником Патриархом Гермогеном и героическими защитниками Троице-Сергиевой лавры.

«Когда надломились политические скрепы общественного порядка, оставались еще крепкие связи национальные и религиозные: они и спасли общество», — свидетельствует Василий Осипович Ключевский. Итак, в 1612 году Русское государство и народ спасла вера православная и Святая Церковь, живым воплощением которой был священномученик Гермоген.

Патриарх Кирилл подчеркнул, что уроки Смутного времени и его преодоления как никогда актуальны для наших дней, когда мы переживаем отнюдь не самые лучшие времена, весьма схожие с событиями четырехвековой давности. Мы снова видим враждебные действия, направленные на подрыв наших духовных ценностей. А значит, на Русскую Церковь возлагается и сегодня особая ответственность. Церковь не существует изолированно от народа, ведь Православие — это душа России, а разделение души и тела в нашем земном мире означает смерть. Именно такого разделения добивались слуги интервентов, приступавшие к Патриарху Гермогену со словами: «Почто вмешиваешься в дела мирския, а твое де дело за Церковью смотрети». Примерно так же вопиют нынешние христоборцы, напоминающие, что «Церковь отделена от государства». От нас вновь требуют, чтобы мы не «вмешивались в дела мирския». Нам говорят: не лезьте в общество со своей верой, со своей этикой, со своей культурой. «Пример Патриарха Гермогена оставляет нам единственно возможный выбор. Этот выбор — гражданское действие, которого мы не должны избегать и бояться. Не должно быть ни страха, ни сомнений на этом пути», — подчеркивает Святейший.

Кстати, именно после этих слушаний, как по команде, замолкли злобные писаки и спикеры, наступила пауза в скоординированной информационной кампании против Церкви и Его Святейшества Патриарха Кирилла. Это лишний раз подчеркивает, что у «свободных» журналистов есть невидимый дирижер, и вся их «свобода» не более чем лживая сказочка для простодушных и доверчивых людей.

Также в номере Его Преосвященство владыка Максим поздравляет жителей Алтайского края и Республики Алтай с 67-летием Великой Победы. Опубликован репортаж «За други своя» о традиционном праздновании 9 мая. Есть в номере и традиционная рубрика «Слово — молодежи». Впечатлениями о пасхальной миссионерской поездке в Светлую седмицу с группой семинаристов делится преподаватель Барнаульской духовной семинарии В.А. Михайлов. О поездке хора воскресной школы при Покровском соборе в Новокузнецк на XIII фестиваль духовной, народной и патриотической музыки рассказывает диакон Владимир Черных. Есть и фоторепортаж вот уже о третьей международной выставке-ярмарке «От покаяния к воскресению России».

В рубрике «Православное образование» опубликована статья кандидата философских наук Ольги Никитиной, где рассматривается современное восприятие греха зависти студентами-экономистами одного из сибирских вузов. Имеет место явная недооценка опасности этого страшного греха, приведшего на заре человеческой истории к первому кровопролитию (Каин убил брата Авеля именно из зависти). Весьма распространено ложное понятие «белой зависти».

В номере появилась новая рубрика «Малая церковь». Ее ведущая Марина Боровикова рассказала об очередном заседании семейного клуба при молодежном православном объединении «Слово» в храме Димитрия Ростовского. В статье «О мамином молочке» она предупреждает об опасности «экологической катастрофы», которая наступает в случае отказа от грудного вскармливания ребенка материнским молочком и замены его искусственными смесями. Автор дает бесценные советы из своего опыта, как избежать этой опасности.

Пожалуй, центральная тема номера — «как надлежит поступать с кощунниками». Ей посвящены пять материалов: слово святителя Иоанна Златоуста, главы из книги «Нравственное богословие для мирян», рассказ архимандрита Тихона (Шевкунова) «Споры о Толстом», очерк Валентина Зайцева «Верх возмущения и горя» и итоговые размышления редактора «Алтайской миссии» о кощунствах, осквернителях и о том, что же нам делать. Кстати, в золотой век Святой Руси — во времена правления царя Алексея Михайловича Тишайшего (1645 — 1676 ) смертной казни подданные подвергались всего лишь в четырех случаях: за измену, убийство, святотатство и лишение девицы невинности без ее согласия... (Для сравнения: в «старой доброй» цивилизованной Англии XVIII века смертной казни подвергали за охоту на оленя; за кражу кроликов; за незаконную вырубку деревьев на улице или в саду; за поджог стогов сена; за стрельбу по людям; за вымогательство; за помощь при побеге заключенного; за ложную присягу для получения пенсии моряка; за повреждение мостов на Темзе; за подделку записей в приходских книгах; за использование маскировки при грабеже (за вымазывание лица сажей); за пребывание в течение месяца с цыганами… В целом по приговору суда смертью карались 123 состава преступления. При этом уголовная ответственность наступала с 7 лет. В 1833 году казнили 9-тилетнего за кражу краски стоимостью 2 пенса. Лондон и его окрестности вдоль дорог были уставлены виселицами с «гирляндами» повешенных, подобно тому как современный европейский город украшают елками на Рождество Христово и Новый год). Как видим, наши великие предки не отличались кровожадностью, но в то же время умели беречь святыни и беспощадно карали за хулу на Духа Святого. Потому и даровал им Господь победы над сопротивными в течение 300 лет правления династии Романовых.

На «Детской страничке» юный читатель найдет замечательную сказку Л.В. Чубатых «Жила-была Травинка».

Душеполезного вам чтения, и слава Богу за все!

Владимир Клименко, редактор «Алтайской миссии»