Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

25 Декабря 2012

23 декабря под сводами Иверского храма Епархиального управления в исполнении хора Барнаульской духовной семинарии состоялся музыкальный вечер партесной хоровой музыки XVII - XVIII вв.

Что особенного в этом жанре? Сегодня под словом партес понимается помпезное хоровое пение, которое можно услышать в крупных городских храмах, а потому у ревнителей церковного благочестия это понятие вызывает негативные ассоциации. Но строго исторически «партес» – это особый многоголосный хоровой стиль, основанный на технике европейской инструментальной музыки, продержавшийся в русских храмах с середины XVII до конца XVIII века.

Многоголосное пение было известно на Руси раньше и до партесного стиля, но это был совершенно иной тип. В так называемом «строчном» и «демественном» многоголосии все певцы исполняют как бы одну и ту же мелодию, это - та же одноголосная линия, только расширенная, расцвеченная подголосками. Терпкие древнерусские созвучия из сплошных кварт и секунд и ровные европейские аккорды – явления двух абсолютно разных культур, разных образов музыкального мышления. Русский партес пришёл извне и сотворил настоящую революцию.

Подобный стиль пения был официально принят Церковью в 1668 году, когда на Русь прибыла грамота от восточных патриархов, разрешающая эти нововведения в богослужении.

И хотя в основе раннего русского партеса лежат западные аккорды, и для исполнения требуются басы, альты, тенора и дисканты, но в нем нет полифонической изощрённости и соревнования голосов, нет страстного эмоционального накала, ярких кульминаций и спадов. Аккорды трех-четырёх голосов спокойно переливаются, перетекают друг в друга, а линия баса выписывает на фоне этих аккордов разные узорчатые фигуры. Эта музыка полна покоя, света и простоты. Тем более, что в основе большинства

произведений лежат привычные для русской души мелодии знаменного и иных древних распевов. Достаточно один раз услышать, чтобы полюбить на всю жизнь.

В виду подобных преобразований стоит вспомнить мысли протопресвитера Александра Шмемана об историческом пути Православия и заметить, что в области церковного пения Россия, переняв эстафету от Византии, не уединилась, не спряталась, а шагнула в мир, открыла двери прогрессу, вобрала в себя всё восточное и западное, одухотворила, переосмыслила и наполнила принятое новым содержанием.

Ранний русский партес – это настоящее художественное чудо, которое вылилось в новое чудо – музыку Глинки, Мусоргского, Рахманинова…, то есть во всю нашу музыкальную культуру, которая представляет собой проповедь всему миру о Православии, как о религии красоты…

В программе музыкального вечера прозвучало семь раннепартесных произведений из годичного богослужебного круга и фрагмент из «Рождественской драмы» святителя Димитрия Ростовского.

Надеемся, что этот вечер не оставил равнодушным никого из гостей, а также на дальнейшую творческую работу и новые встречи.

Волков Вячеслав,

сотрудник Епархиального отдела религиозного образования и катехизации