Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

26 Февраля 2013

Опубликовано: Православный Алтай: небесный покров и земной подвиг.// «К Свету». Альманах – выпуск 20, М., 2002, С. 28-33.

[То же: /Алтайская миссия. Вестник Барнаульской епархии. № 4 (100), апрель, 2001 С.10-11.]

Хотя в горах Алтая свет евангельской проповеди воссиял совсем недавно, чудеса Божественного Промысла неоднократно посещали молодую алтайскую паству Христову.

Афон и Алтай - созвучие не только в названии. Невидимые духовные нити соединяют эти две территории. И нет сомнения в том, что быстрому распространению истинной веры на Алтае способствовали и молитвы афонских иноков и старцев. Ибо “много может молитва праведного споспешествуема”. Приведем несколько исторических фактов, свидетельствующих о тесных духовных узах, связывающих Афон и Алтай, о духовном родстве афонских подвижников и алтайских миссионеров. Христиане все - едины во Христе.

В середине ХIХ века Начальник Алтайской Духовной Миссии протоиерей Стефан Ландышев сравнил две горные страны - одну духовную, другую природную: “Алтай великолепен, как Афон: повсюду грозно величественныя картины природы в чрезвычайно разнообразном смешении с видами невыразимо-приятными. То вечные льды, в виде изумляющих величием шатров и конусообразных столбов, возвышающихся над Алтаем и исчезающих в синеве небес; то самая роскошная флора. Как будто разноцветные ковры разостланы по горам и долинам, на свободных от лесу местах. Над-облачныя скалы увенчаны всегда зеленеющими кедрами. Долины и ущелья орошают с шумом скачущия реки и речки, и никогда не замерзающие ключи; на самой высоте гор в озерах стоят воды. Красота и величие Алтая возвышают дух до восхищения; смотря на эти горы Божии, невольно чувствуешь какой-то благоговейный ужас.

Но Афон сияет истинным Богопочитанием и благочестием; там церковь земная - воинствующая и церковь небесная - торжествующая, благодатию Божиею, имеют свое духовное общение. А в Алтае господствует тьма идолослужения”.

Неизвестно, бывал ли сам протоиерей Стефан на Афоне. Но его сравнение оказалось пророческим. Через пятнадцать лет, в 1879 г., Алтайскую Миссию озарит большая духовная радость. Стараниями известного афонского старца иеромонаха Арсения на Алтай с Афона прибыла икона великомученика Пантелеимона с частицей мощей. Сколько чудес связано с ней! Часть из них описал протоиерей Михаил Путинцев. С момента встречи святой Иконы великомученик стал почитаем на Алтае главным покровителем миссионерства. Вот как сказал третий Начальник Алтайской Духовной Миссии архимандрит Владимир при встрече Иконы: “С этого времени великомученик Пантелеимон есть и будет главный начальник миссии, первейший ее миссионер, небесный руководитель и представитель”.

Некогда Спаситель говорил своим ученикам-апостолам: “Что свяжете на земле, то свяжется на небесах, что разрешите на земле, то разрешится на небесах”. Слова иерея Божия, архимандрита Владимира, имели силу духовного закона и всецело исполнились. Отчеты и записки миссионеров за разные годы повествуют о множестве чудес, происшедших от Иконы и по молитвенному предстательству св. Пантелеимона. Уже в первые месяцы по прибытии иконы произошли чудеса исцеления бесноватой, обращения раскольника. А в декабре 1881 г. от смертельной болезни - брюшного тифа - был исцелен игумен Макарий, будущий митрополит. Отец Макарий тогда по делам службы прибыл в Бийск, где и заболел. “В этот же день на имя больного получено было в Бийске из Русского монастыря на Афоне письмо, со вложением изображения великомученика и с замечанием, что от таковых изображений бывают знамения благодатной помощи. Письмо это было прочитано болящему. С верою и молитвою положил он изображение угодника себе на грудь. В то же время в Улале пред иконою с мощами Целителя совершались о здравии отца Макария молебны с акафистами”. Отец Макарий получил исцеление. Это произошло гораздо быстрее, чем обычно (если человек остается жив после такой болезни).

Икона с мощами великомученика Пантелеимона находилась в Улале, в храме Всемилостивого Спаса. Там же, в Улале, был дом помощника Начальника Миссии с небольшой церквушкой в мезанине в честь свт. Иннокентия Иркутского, построенный в 1872 году. Бывавший на Афоне протоиерей Михаил Путинцев сравнивал ее с теми, ”малыми и убогими церквицами”, какие “имеются при пустынных келиях на Афоне”. “Вид этого тесного и скромного храма, ..., производит на молящегося особенное благодатное, успокаивающее, умиротворяющее впечатление”. Сам отец Михаил любил бывать в этом храме - ”там отдыхала душа моя, утомленная заботами и скорбями земными”. Душе протоиерея Михаила Путинцева, видимо, одинаково дороги были и Афон, и Алтай. Здесь, на Алтае, он прослужил в качестве миссионера почти три года - с 1881 до 1883. Его книга “Алтай. Его святыни. Миссионерство...”, цитированная нами, вышла в Москве в 1891 г. в издательстве Афонского подворья.

Издание книги о. Михаила Путинцева еще более способствовало упрочению духовных уз, связывающих Афон и Горный Алтай. На рубеже 1880-90х годов братия Андреевского скита на Афоне передала в дар храму вмч. Пантелеимона, построенному в 1890 г. в селе Чолукоевском частицы мощей шести святых.

В эти годы в Миссии активно строятся храмы и некоторые из них посвящаются св. вмч. Пантелеимону. Всего в Миссии было восемь храмовых построек, посвященных св. Пантелеимону. Кроме с. Чолукоевского храмы в честь Великомученика были в Катанде (1880 – год освящения), Бирюле (1885), Мариинском (1886), Балыктуюле (1898). Молитвенные дома – в д. Онос (1893) и в аиле Кара-Гем на р. Аргут (1901). А в 1912 г. в главном стане в Улале, на месте старого дома помощника начальника Миссии была построена часовня – в память о всех тружениках на ниве Христовой в стране Алтайской. Возможно она также была посвящена в честь небесного покровителя Миссии - великомученика Пантелеимона. По крайней мере, из документов известно, что в Улале была каменная часовня в честь этого святого.

О чудесах, связанных с почитанием великомученика Пантелеимона на Алтае, написано в нескольких книгах. Однако есть сведения не опубликованные, содержащиеся в архивных хранилищах. Вот один из таких случаев.

В 1897 г. миссионер о. Петр Бенедиктов серьезно заболел - так, что даже с постели подниматься не мог. В Улалинской церкви перед иконой с мощами великомученика служились молебны. Однако облегчения не наступало. Тогда священник, псаломщик и автор воспоминаний - псаломщик Улаганской церкви К. Уксегешев - взяли Икону и пошли в дом о. Петра. “Здесь усердно молились за здравие Вас и Вы едва поднявшись с постели приложились к св. иконе. После этого Вы скоро исправились...” (ЦХАФ АК ф. 164. оп. 2 д. 36. л.92). Это фрагмент письма, адресованного самому отцу Петру, датированного 6 июня 1909 года. После этого Господь даровал о. Петру, несмотря на нарушенное здоровье, прослужить еще почти двадцать лет в Миссии.

Не только почитание великомученика Пантелеимона роднит Афон и Алтай. Простые верующие Алтая с большим благоговением почитали подвижников Святой Горы и считали большой честью иметь иконы, писанные на Афоне. Вот сведения только за один 1903 год.

Решение (приговор) от 8 июня 1903 г. сельского схода с. Михайловского Бийского уезда о том, чтобы икону мучеников Трифона, Иулиана и Евстафия, заказанную на Афоне, пронести на руках от г. Бийска, куда икона уже прибыла. Усердные крестьяне просят у владыки Макария (Павлова), Начальника Алтайской Духовной Миссии, разрешения на проведение крестного хода. И, хотя расстояние от Бийска до Михайловского 136 километров, они готовы его совершить, поскольку давали такой обет в 1901-1902 годах:

-На сельском сходе… имели суждение о том, что в минувших 1901 – 1902 годах на полях наших появился червь, наносивший вред растительности; вредительность эта побудила нас с крестными ходами служить на полях молебны святым мученикам Трифону, Иулиану и Евстафию и затем просить местнаго священника о. Василия Хоперскаго выписать со св. Афонской горы икону помянутых святых; при том дали обещание по получении иконы, перенести ее из г. Бийска до местнаго села с подобающей честью – на руках. Ныне, икона св. мучеников Трифона, Иулиана и Евстафия получилась и находится в г. Бийске, а потому в исполнение даннаго нами обещания и воздаяния благодарения св. мученикам за молитвы ко Господу Богу за нас грешных, ибо весною сего года на полях вреднаго растительности червя не замечено, - мы постановили: просить местнаго священника о. Василия Хоперскаго, войти с ходатайством пред Его Преосвященством, епископом Бийским Макарием, разрешить помянутую икону пронести на руках от города Бийска до нашего села Михайловскаго чрез следующие селения: Фоминское – Шубенской волости; Песчанское, Усть-Ануйское – Смоленской волости; Быстрый Исток, Паутовское и Николаевское Паутовской волости. (ЦХАФ АК ф. 164. оп. 2. д. 20. л. 104-106).

К жителям села Михайловского хотят присоединиться казаки поселка Слюденского:

- Мы подписавшиеся казаки поселка Слюденскаго, Антоньевской станицы, Бийскаго уезда, быв сего числа на поселковом сходе в присутствии нашего поселковаго Атамана Казанцева, где имели суждение о том, что нами в 1902 году для нашего местнаго храма выписана икона, во Св. Афонской горы, Божией Матери “Скоропослушницы”. В настоящее время св. икона получена и находится в г. Бийске. Нам жителям поселка Слюденскаго вышеупомянутую св. икону желательно бы из г. Бийска с подобающей честью пронести до нашего поселка на руках одновременно с жителями села Михайловскаго (ЦХАФ АК ф. 164. оп. 2. д. 20. л. 117-119).

В том же году жители Усть-Кана встречали храмовую икону свт. Николая, написанную на Афоне:

- Бийского мещанина, проживающаго в селе Усть-Кан, Тимофея Евграфова Мокина. Покорнейшее прошение. Икону Святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца, которая заказана на Афоне для Усть-Канской Никольской церкви и которая вероятно скоро получится в г. Бийске; мне искренне желается, чтобы означенная икона была отправлена из г. Бийска до Усть-Чарышской пристани на пароходе по адресу Мокина, а далее вместе с приготовленною мною иконою Св. Великомученика Пантелеимона проследовала бы до нашего села Усть-Кана с крестным ходом, о чем я покорнейше осмеливаюсь просить Вас, Ваше Преосвященство, милостивейше разрешить таковое путеследование Св. Икон (ЦХАФ АК ф. 164. оп. 2. д. 20. л. 63).

Бесчисленны случаи проявления милости Божией по молитвам свт. Николая. Особо чтимой и чудотворной иконой на Алтае была храмовая икона Улалинского Никольского женского миссионерского монастыря. Эта икона так же была написана на Афоне. Вот какое чудо описано в Отчете по Алтайской Духовной миссии за 1888 год:

- По донесению игуменьи и священника монастыря, пред Афонскою иконою св.Николая 12 числа сентября в отчетном году, в монастыре получил исцеление от немоты крестьянин села Новиковскаго Бийского округа деревни Лебяжей Василий Лазарев Коковин, 50 лет, внезапно онемевший пред тем за 10 дней. В ночь, предшествовавшую дню исцеления, Коковин был в сонном видении вразумлен, за какие грехи наказан он немотой и предупрежден, что получит исцеление во время молебна. Последнее исполнилось к великой радости немотствовавшего. После чтения Евангелия он проговорил громко: слава Тебе Господи! И поведал в обители о совершавшимся над ним чуде милости Божией. (Отчет АДМ за 1888 год, с.10)

Об этой храмовой монастырской иконе свт.Николая, писанной на Афоне, знали и далеко за пределами Алтая. В книге "Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийскаго и слава его в России" (составители А.Вознесенский и Ф.Гусев), изданной в Санк-Петербурге в 1899 году, говорится:

- Не можем не упомянуть … о миссионерском женском Николаевском монастыре Томской епархии, Бийского викариатства, в 7-ми верстах от Улалы. …На далекое разстояние кругом славятся два пребывающие в ней чудотворные образа -- Царицы Небесной, споручницы грешных, и храмовой -- Святителя Мирликийского. Во всякое время года, даже зимой, можно встретить пред этими образами богомольцев из самых дальних мест, а в день славнаго праздника обители, 9 мая, стекается сюда к образу Святителя до 6000 богомольцев с Алтая и соседних округов (сс.615-616).

После закрытия монастыря в начале 20-х годов, по свидетельству очевидца -- сына миссионера -- Петра Степановича Чевалкова, чудотворную икону свт.Николая перенесли в ближайший храм в селе Бирюля. Здесь до закрытия храма в 1927 году служил о.Стефан Чевалков. Даже в эти годы приходило множество паломников к святой Иконе. Однажды на Николу вешнего ударил сильный мороз и несколько дней шел снег, так что паломников, которые обычно располагались на ночь на открытом воздухе у храма пришлось распределять по домам верующих. Какова судьба Иконы после закрытия храма точно неизвестно, но есть пока непроверенные сведения, что она сохранилась и находится в чьих то руках. Что касается Бирюлинского храма в честь вмч.Пантелеимона, то он, несмотря на годы гонений, частично уцелел, снесенными оказались только купол и колокольня. Здание храма, построенного в 1885 году, долго использовалось под колхозную столовую, а несколько лет назад было оформлено в частную собственность и теперь используется под магазин. Местная община верующих пытается возвратить храм Церкви, но нынешние владельцы требуют значительную сумму для выкупа.

А вот другой случай проявления силы Божией от иконы, написанной на Афоне. Он произошел, когда Афонскую икону Божьей Матери “Умиления” переносили крестным ходом в храм села Катанда. Когда крестный ход достиг Усть-Кана (160 верст от Катанды), здесь отслужили торжественно литургию.

- На другой день (как рассказал Усть-Канский миссионер) знакомый алтаец, приехавший из Кайрлыка, передал мне следующее: “Когда несли икону, язычник Охый вздумал подойти и приложить свою лепту; но сколько он не старался, подойти к иконе не мог, не смотря на отсутствие давки со стороны толпы: какая-то невидимая сила удерживала его в почтительном отдалении от иконы. Другой язычник, по имени Уруска, с чайником в руках, в котором было вино, хотел подойти и поблагодарить Царицу Небесную за то, что алтайцам разрешено ныне выкуривание вина из молока. Икона была закрыта; но лишь только открыли покрывало, подошедший невидимою силою повергнут был на землю. Поднявшись, он хотел снова подойти, но при этой попытке тою же невидимою силою отброшен в сторону с потерею чувств”. Слух об этом происшествии разнесся по всему нашему отделению. (Отчет АДМ за 1902 год, с.29).

В последствии Усть-Канский миссионер крестил Уруску вместе со всей его семьей.

Алтайские краеведы говорят, что и сегодня можно нередко встретить иконы, писанные на Афоне. Но это в основном домашние иконы. А вот недавно в городе Барнауле, в Свято-Никольском храме, появилась большая афонская икона Божией Матери “Достойно есть”. В начале века она находилась в одном из храмов в предгорьях Алтая, а сегодня, благодаря бескорыстному усердию р. Б. Сергия Кобзева, святая Икона снова в храме. Стоит сказать и о том, что икона “Достойно есть” с Афона стала к тому же храмовой, поскольку в честь нее был освящен приставной престол Свято-Никольского храма.

2001 г.

Приложение:

“ЕСЛИ ХОЧЕШЬ УВИДЕТЬ МЕНЯ В ЦЕРКВИ, ТО УЗНАЙ: Я БУДУ В ГОЛУБЫХ ЛЕНТАХ”

Из записок Алтайского миссионера иеромонаха Смарагда

“По приглашению Чемальского миссионера, я отправился в Чемальский стан на освящение молитвенного дома, куда и прибыл в воскресенье.

Вскоре по моем приезде, в приготовленном к освящению храме начался акафист Скорбящей Божией Матери. По окончании акафиста, один из иночествующих братий разсказал нам следующее замечательное сновидение.

Верстах в десяти от Чемала его застигла осенняя темная ночь. По такой гористой дороге, как у нас на Алтае, ехать ночью весьма опасно, и потому он принужден был ночевать на берегу бурной Катуни под обрывистой скалою. Разседлав коней, он со своими спутниками разложил огонь и, напившись чаю, лег около огонька. Инок помыслил в себе, что на утро день воскресный и что, вероятно, в Чемале теперь совершается всенощное бдение. В таком благочестивом раздумье он приподнялся на своей постеле и начал петь разные церковные стихи. Пропев последнюю песнь “Воскресение Христово видевше”, он опять лег и заснул. В тонком сне представилось ему, будто с той стороны, откуда он ехал, идет какая-то знаменитая путешественница. Поровнявшись с ним, она спросила его: “куда ты едешь?”

Инок смиренно отвечал: “в Чемал, на освящение храма”.

Путешественница опять спросила: “а далеко ли отсюда из Чемала?”

“Не более десяти верст, - отвечал тот; - если завтра пораньше встать, то можно и к Богослужению поспеть”. При этом инок вежливо приглашал незнакомку зайти в Чемал на освящение храма и посмотреть иконостас, пожертвованный русскою Государыней. “Я буду там, отвечала незнакомка, и если хочешь увидеть меня в церкви, то узнавай: я буду в голубых лентах”. Сказав это, она пошла в сторону Чемала; за ней следовала тоже какая-то девица, - казалось, ея служанка.

Этим сновидение кончилось. Пробудившись, инок рассказал видение бывшим с ним. По приезде в Чемал, ему предложено было прочитать в церкви акафист Скорбящей Божией Матери; когда он дочитал до слов 6-го кондака: “проповедницы вселенныя Богоноснии Апостоли, по совершении церкви в пресвятое имя Твое, Мати Божия, егда зваху Тебе на освящение, Ты же, о Преблагословенная, рекла еси им: идите с миром, и Аз с вами тамо есмь”, - тогда голос инока от волнения чувств задрожал, на глазах навернулись слезы, на сердце будто кто-то шептал ему слова виденной во сне путешественницы; он взглянул на лик местной иконы Божией Матери и, к великому удивлению, в лике ея с голубым покрывалом на главе признает ту незнакомую путешественницу, которая дала слово быть в Чемале и велела узнавать ее по голубым лентам. От волнения чувств он едва мог продолжать чтение. По окончании акафиста, священно-инок разсказал это братии, и все мы вместе молили Преблагословенную, да будет Она и с нами, как некогда с Апостолами, и да покрыет всех предстоящих в храме сем, как некогда во Влахернском.”