Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

27 Мая 2011
Боль и страдание – естественные и грустные спутники всякого болящего, особенно когда ты принимаешьиспытание на больничной койке. И душа наша тоже ноети мается: ох и глуп человек в неверии своем, одними капельницами и лекарствами телу не поможешь…Вот тогда и приходят на помощь больничные священники, пытаясь с помощью Слова Божьего облегчить муки телесные и душевные. О них сегодня наш разговор.

Лучше психолога

В крохотной молельной комнатке, что находится на первом этаже Центрального больничного комплекса, по четвергам и пятницам людно, но тихо. Царит здесь особая атмосфера: кажется, что и обычные больничные запахи сюда не долетают – пахнет чистотой особой, церковной, с нотками свечного воска и ладана. Строгие лики на иконах, негромкий неторопливый разговор отца Владимира с немолодой женщиной в белоснежном халате: спаси вас, Господи, ступайте, все хорошо будет… Каждую неделю приходят сюда священники, чтобы нести исцеление душевное пациентам больничного комплекса: совершают таинства причастия и соборования, служат молебен во здравие всех болящих, исповедают и просто по душам о жизни бренной беседуют. Для многих пациентов такие встречи как бальзам на израненную душу, в больнице о Боге почему-то лучше думается…

– Служение в храме требует особой силы и воли, – рассказывают журналисту «БР» отец Владимир и отец Димитрий (они по очереди в ЦГБ свою миссионерскую «вахту» несут). – Когда человек в болезни, в страдании, душа его тоже мучается, и мы должны прежде всего облегчить эту боль молитвой или беседой.

Главная наша миссия – помочь человеку понять, что исцеление зависит не только от умелых действий врача, но и от него самого.

Больничный священник, уверены мои собеседники, должен не просто выполнятьв походных условиях необходимые для исцеления таинства и служить в определенные дни молебен о здравии, он прежде всего должен уметь слушать. И словом простым человеческим успокаивать страждущих. Ведь иногда обычный житейский разговор лучше всякого лекарства помогает.

– Когда человек на больничной койке страдает, душа у него открывается, – негромко говорит отец Владимир. – И здесь главное – не спугнуть человека, выслушать, и еслион готов – исповедать и причастить его. Как правило, об этом просят те люди, коим предстоит серьезная и сложная операция, и мы никогда никому не отказываем. Случается, что и крестим прямо в больничной палате.

Единственное, о чем грустят священники, – когда их больные прихожане выздоравливают, то все их благие намерения в виде обещаний не грешить и в храм ходить зачастую куда-тоиспаряются. К сожалению, человеческая природа такова: отлегло от сердца и…

Волонтеры

ЦГБ – настоящий город с хитросплетением «улиц», отделений и коридоров-лабиринтов.И густонаселен, к сожалению, как настоящий мегаполис, где каждый день население прибавляется. Как сориентироваться больничным священникам, где и кому Слово Божье требуется?

– К нам на помощь пришла молодежь, – улыбается отец Димитрий. – Они создали настоящий волонтерский отряд: в течение недели ходят по отделениям, беседуютс пациентами и составляют списки лежачих больных, кому в первую очередь наша поддержка необходима, а потом оставляют для нас эти списки в церковной лавке.

Лилечка Воробьева, хруп­кая студентка академии образования, вот уже несколько месяцев работает волонтером: раздает больным крестики и иконки, расспрашивает о жизни, иногда выполняет нехитрые поручения лежачих больных – кому сока купит, кому одеяло поправит. – Иногда, правда спрашивают: а вы, наверное, из какой-то секты? – смеется Лиля. – Я им отвечаю: мы свои, мы – православные. Сейчас нас в больничном отряде семь человек,но работы много, и мы бы с радостью приняли ребят еще, тех, которые хотят людям помогать. У нас все строго: ведем списки, кто причаститься хочет, кто собороваться, а комупокреститься просто необходимо.

Доктора строжатся…

Медики – народ особый, и некоторые в силу своей должности верят только в торжестворазума и профессионализма, отрицая напрочь «разную метафизику». Поэтому ис больничными священниками такие убежденные атеисты особо не церемонятся: могути словцо острое отпустить, и замечание критического характера сделать.

– Причащал больного перед серьезной операцией, – вспоминает отец Владимир. – А тут доктор в палату заходит и грозно так говорит: а ну-ка, батюшка, освободите помещение,у нас обход!

Священник смиренно попросил: ради Бога, дайте мне несколько минут, я же таинство совершаю, здесь нельзя все скомкать, да и больной дискомфорт психологический получит,все-таки он верит, что таинство Божье поможет ему в исцелении. Но торжество чистого разума было непреклонно: освободить палату!

– А один доктор на меня ругался, что я без халата в палату к больным вхожу, – добавляет отец Димитрий. – А что мне делать, если на меня ни один халат не налезает…

Иногда и отдельные пациенты на появление в больничном коридоре батюшки неадекватно реагируют: некоторые за пуговицу на халате хватаются – мол, чур меня! Священник!В больнице! Помер, значит, кто-то… А иные наоборот стараются исподтишка за рясуухватить: увидел священника, прикоснулся к нему – день удачный будет! Сильны в нассуеверия, что тут поделаешь… Батюшки только улыбаются: а мы и не обижаемся вовсе, только лучше подойдите и спросите, зачем мы здесь – все вам объясним.

– Некоторые пациенты пугаются слова «соборование», – говорят батюшки. – Сразу в штыки:зачем вы меня в последний путь собираете, я еще поживу! Тогда рассказываем, что таинство соборования, или елеосвящения, есть таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (оливковым маслом) призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. И ничего общего со сборами в последнийпуть здесь нет.

Одним словом, хватает работы у больничных священников и их добровольных помощников:и выслушать, и просветить, и Словом Божьим исцелить. И никто из них с официальноймедициной не спорит: мол, все только от Бога зависит… Просто считают батюшки, когда человек живет в согласии с собственной душой, тогда и хвори отступают.

Наталия Дмитриева, Бийский рабочий