Новости Читинской и Краснокаменской епархии РПЦ

Адрес сайта Читинской и Краснокаменской епархии - chita.eparhia.ru
7 Января 2011

Рождественское послание

епископа Читинского и Краснокаменского Евстафия

ДУХОВЕНСТВУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ, МИРЯНАМ ЧИТИНСКОЙ И КРАСНОКАМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ,

ВОИНАМ И ВСЕМ ЖИТЕЛЯМ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

«…Нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог».

(Кондак праздника Рождества Христова)

Дорогие отцы, братья и сестры, жители нашего Забайкальского края! Сердечно поздравляю вас с великим мироспасительным событием – светлым праздником Рождества Христова! Об исключительном значении для человечества пришествия в мир Христа Спасителя говорит тот факт, что именно от Рождества Христова ведется современное летоисчисление. И ныне мы с вами вступили в 2011 год христианской эры. Рождество – праздник для всего мира и для каждого человека, от него веет Божиим величием, тайной и, одновременно, детской теплотой, светом и радостью. Светозарная Рождественская ночь наполнила сиянием не только пещеру, давшую приют Пречистой Деве Марии и

Младенцу Христу, но и все творение.

Для чего приходит в мир Иисус Христос? Для того, чтобы мы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10). Полноценной жизни и счастью человека от сотворения мира мешает грех. Послушав совета древнего змия – диавола, первый человек Адам в раю соблазнился его лживым обещанием, что если он не будет слушать Бога, то сам станет, как Бог. Нарушив заповедь, он разорвал связь с Богом – источником всякого блага, утратил блаженство и бессмертие и сам уже не мог вернуться в потерянный рай. Кроме того, полученную греховную поврежденность своей природы он передал всем своим потомкам. Человечеству нужен был новый источник благодатных сил, который смыл бы

заразу греха. Потому бессмертный и всеблаженный Бог, движимый любовью к людям, приходит к нам, чтобы дать нам возможность вновь прийти к Нему. Зная о той цене, которую Ему предстоит заплатить за наше спасение, Господь сходит с небес, воспринимая образ человеческий. Сегодняшний праздник удостоверяет нас в том, что Бог есть Любовь. Потому что только любовь стремится отождествить себя с тем, кого любит, взять на себя его беды и скорби. Бог возжелал войти в нашу человеческую жизнь, стать одним из нас.

Самую глубокую формулу любви можно почерпнуть из Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Бог не только создал мир, подарил людям свободу, дал заповеди, исполняя которые человек может жить счастливо. Он Сам стал

человеком, и любовь Его выразилась в полной отдаче Себя до жертвы и смерти. Он до конца испил чашу страданий, принял на Себя грехи мира и искупил род

человеческий от этих грехов. «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение…» – воспевают ангелы в ночи Рождества, возвещая людям великую радость прихода в мир Божественной Любви.

В ответ на этот призыв приходят поклониться Богородице и Младенцу восточные цари-мудрецы и простые пастухи, принося свои дары. И мы с вами в эту святую ночь приходим к яслям Богомладенца Христа, встречая Его явление в мир. В том и состоит основное значение празднования Рождества Христова, что оно приближает к нам Спасителя.

Какие же дары мы принесем Ему? Какие дары Ему угодны? «Сыне, даждь Мне твое сердце» (Притч. 23, 26) – говорит Господь, призывая впустить Его в свою душу и уподобиться Ему. А для этого необходимо подготовиться к принятию Божественного Гостя. Такой подготовкой для православных христиан является не только Рождественский пост – время особого молитвенного подвига и воздержания – но и вся жизнь. Чем более человек потрудится на ниве своей души, стараясь молитвой, покаянием, изменением жизни очиститься от грехов и страстей, сделать свою жизнь достойной звания венца творения, тем полнее он сможет воспринять благодать Божию, дающую возможность жить полноценной и счастливой жизнью в веке сем и унаследовать жизнь вечную. Другого пути нет. Господь говорит: «...Я есть путь, истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Эта Божественная истина вечна и неизменна, независимо от того, принимаем мы ее или нет. Оттого, насколько мы ее принимаем, зависит, как мы относимся к окружающим людям, выполняя завет о любви к Богу и ближнему. Наша способность «носить тяготы друг друга» (Гал. 6, 2), сочувствовать и соучаствовать в радости и горе другого человека – все это дары, угодные Богу. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40)» –говорит Господь.

Оставив позади еще один год, самое время остановиться, оглянуться, задуматься и в свете Вифлеемской звезды по-новому увидеть свою жизнь. Может быть, то, что кажется нам самым главным, – карьера, богатство, удовольствия, – вдруг станет совсем неважным перед лицомприходящего на землю Бога, и мы поймем, что действительно важно для нас совсем другое –то, что мы заберем с собою в вечность.

Вечные истины об устройстве мира и смысле человеческой жизни сегодня настойчиво вытесняются из сознания людей пропагандой эгоизма и потребительства, отрицанием греха, рассуждениями об относительности морали и призывами «брать от жизни все», ни о чем не задумываясь. Но основой бытия всегда является именно истина. Если в основе жизни человека лежит неправда, заблуждение, то его жизнь никогда не будет полноценной и счастливой, какой бы благополучной она ни казалась внешне. Человек, имея свободную волю, сам делает выбор, но и сам отвечает за него ценой своей жизни. Для того, чтобы все люди познали Божественную истину и получили возможность спасения, Христос, придя на землю, основал Свою Церковь. Здесь человек вновь рождается от Духа Святого в Таинстве Крещения, очищает свои грехи в Таинстве Покаяния и может соединяться с Самим Богом в Таинстве Причащения.

Через эти благодатные дары Божии мы получаем укрепление наших духовных и телесных сил, очищая и освящая свои чувства, разум и волю. В Церкви человек находит тихое пристанище, утешение в скорбях, духовную поддержку. Здесь Бог разговаривает с ним через тексты Священного Писания, и он разговаривает с Богом посредством молитвы. Приобретая этот опыт Богообщения, получая реальную помощь, каждый убеждается в истинности слов Спасителя: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Эти слова даруют надежду, что какие бы испытания ни постигали нас в этой жизни, Господь, отдавший Себя в жертву за нас, не оставит Своего наследия, если мы не оставим Его и Его Святой Церкви. Сегодня, как никогда, мы видим, что Господь, пребывая со Своей Церковью, дарует нам Свою милость и духовные радости. Главная из них – возрождение церковной жизни в нашей стране в последние десятилетия. «За эти 20 лет восстановлено 23 тысячи храмов, – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на заседании Патриаршего совета по культуре. – Ничего подобного не происходило ни в одной стране никогда в истории. И это произошло не во время экономического благополучия, политической стабильности, социальной гармонии. Это происходило на фоне экономических, политических и социальных конфронтаций. Произошло действительно некое чудо... Это ведь не просто арифметическая картина, ведь за этим колоссальный подвиг людей – и не только священнослужителей, монахов, а нашего общества, потому что все это создавалось руками мирян и на деньги, которые собирались благотворителями».

Процесс возрождения активно идет и в Забайкальском крае. Если в результате богоборческой политики государства здесь оставался один действующий православный храм в городе Чите, то на данный момент на территории края насчитывается 90 храмов, часовен, молитвенных домов и молитвенных комнат, два монастыря, духовное училище. Сегодня наш край ограждают Поклонные Кресты, последний из которых был установлен на Яблоновом хребте летом этого года в ознаменование нового государственного праздника – Дня Крещения Руси. Ведется работа по строительству памятника одному из небесных покровителей нашего края –святому благоверному князю

Александру Невскому – и по восстановлению самой древней за Байкалом Успенской церкви в селе Калинино.

Нужно понять, что храмы строятся не ради храмов, а для того, чтобы изменилась жизнь народа, и чтобы наши дети, восприняв истинные ценности, не повторяли наших ошибок. Ведь храмы Божии – это высшая школа благочестия, это лучшая лечебница для души и тела. Об этом хорошо знали наши благочестивые предки. Воспримем же их тысячелетний опыт и убедимся, что это истина. Для приобщения детей и молодежи к вечным ценностям Православия при храмах действуют Воскресные школы, в епархии в прошедшем году созданы отдел по работе с молодежью

и отдел социального служения, епархиальная видеостудия «Слово», организовано молодежное движение «Возрождение». Отрадно сознавать, что с каждым годом все больше забайкальцев принимают Таинство Крещения, приходят в Церковь, участвуют в крестных ходах и церковных Таинствах, и среди них все больше молодежи. Это вселяет надежду, что возрожденные храмы станут центрами социальной и культурной жизни, как это было всегда, что народ, возвратившись к вере своих предков, с Божией помощью возродит Россию – некогда самую сильную и богатую страну мира – в ее былом величии. Надежда эта имеет в основе своей доверие к Богу, упование на Его благую волю, веру в то, что в ответ на молитву, покаяние, стремление бороться со злом и творить добро Господь всегда подаст нам, нашим родным и близким, стране и народу нашему Свою милость и помощь.

Поздравляя каждого из вас, дорогие забайкальцы, с праздником Рождества Христова, желаю всем обрести эту спасительную веру, которая всегда являлась

твердым и незыблемым основанием для построения полноценной и гармоничной жизни на земле и радостной встречи с Богом при переходе в вечность.

Милость Божия да пребывает со всеми вами!

епископ Читинский и Краснокаменский Евстафий

Рождество Христово

2010/2011 г.

Чита