Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
17 Октября 2014

Проповедь настоятеля Покровского храма г. Нижнекамск протоиерея Виталия Кузьмина в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Сегодня мы с вами празднуем один из самых удивительных, радостных и светлых праздников – праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Чем этот праздник так удивителен? А тем, что в основании этого праздника лежит упование, глубокое упование на милость Божию. Этот праздник можно назвать праздником надежды. Надежды на то, что в самую трудную минуту своей жизни человек не останется без помощи Божией Матери. Она всегда поддержит, она всегда покроет Своим благодатным Покровом.

История этого праздника начинается в Х веке, когда городу Константинополю угрожала большая опасность. Его жители собрались во Влахерском храме на молитву. И вот во время службы, во время молитвы блаженный Андрей и его ученик Епифаний увидели Пресвятую Деву, тоже молящуюся и покрывающую предстоящих и весь город Своим омофором. И  благодаря заступничеству Божией Матери город был спасен от неминуемой гибели.

Но вот что интересно. Божия Матерь спасла весь город, всех жителей, а видели Ее всего лишь двое – блаженный Андрей и его ученик. А почему видели Её всего лишь двое? А почему весь город оказался в такой ситуации – на грани разорения, на грани гибели? А потому, что народ стал утрачивать свое благочестие. Люди зажили более-менее нормально, и у них сразу стали появляться теплохладность, равнодушие и самоуспокоенность. И казалось, что так хорошо им будет всегда. А когда хорошо, то Бог вроде как и не нужен. Люди относятся к Богу как к пожарному: если беда, если пожар, то  давай приезжай и туши. А когда все нормально, то можешь и на глаза не попадаться. Телефон знаем, если что – вызовем. Выйдешь на улицы города – все что-то делают, куда-то спешат, чем-то заняты.

– Ну куда ты идешь?

– На рынок, кое-что купить надо.

– А ты куда?

– Я – по работе, по делам.

– А ты?

Очень редко кто скажет, что в храм на молитву спешит, боится опоздать. Но когда жителям Константинополя стала грозить смертельная опасность, то они все побежали только в одну сторону.

– Ты куда?

– Я в храм, на молитву.

– А ты куда?

– И я в храм.

Ой, какие молодцы! Все вдруг стали такими глубоко верующими и благочестивыми. Ну а где же вы раньше были? Колокол-то каждый день звонил – на молитву звал. Конечно, теперь, когда рука костлявой постучала даже не в дверь, а по твоему плечу, когда ты почувствовал на своем затылке его холодное дыхание, ты сразу вспомнил о Боге. И как истово все молиться стали – и на коленях, и со слезами, и с покаянием. Но только вот такое покаяние недорого стоит. Такое благочестие – дешевое благочестие. А почему дешевое? А потому, что оно вынужденное. Ты бы еще лет сто в храм не пришел, а сейчас тебе уже просто деваться некуда. Ситуация вышла из-под контроля, и никто тебе не может помочь. Тут, конечно, самое время к Богу обратиться. Ну а раньше ты как будто не знал, что Он есть, что Он существует. Ведь знал. Знал, но все равно жил так, как будто Его нет. Жил так, как будто Его не существует. Как тревога – так до Бога. Действительно, когда у человека беда какая-то, то его из храма не выгонишь, он готов даже ночевать в нем. Много раз так было, что уже поздно и пора храм закрывать, а некоторые все равно не расходятся.

– Ой, батюшка, а можно еще помолиться?

– Ну, молись, молись…

А как все у них наладится, то и храм им не нужен станет, и Бога позабудут. Может быть, именно поэтому во Влахерском храме Пресвятую Деву увидели только два человека – блаженный Андрей и Епифаний. Может быть, только они относились к Небу не как к пожарной части, а как к отчему дому. Поэтому молитва двух праведных и заступничество Пресвятой Богородицы спасли город Константинополь от верной гибели. Не зря говорят, что молитва праведного спасает село.

И ведь Божия Матерь знает, что мы такие – когда все у нас наладится, мы отвернемся. Она знает, что как только нам станет лучше, мы забудем свои обещания, мы вернемся к прежнему образу жизни. Она это знает, и все равно Она нас покрывает и защищает. Так может относиться только мать к своим детям. И мы для Нее – дети. Да, мы непослушные, да, мы плохие, но – дети. И Она нас защищает и оберегает даже иногда вопреки воле Божией.

вопреки Своей воле. Мы помним, например, такой случай, связанный с иконой Божией Матери «Отрада и Утешение». Этот образ находится на Афоне в Ватопедском монастыре. Я, когда был в этом монастыре, конечно, прикладывался к этой иконе. Она находится в одном из пределов, где узкие окошки, и свет туда почти не попадает. Там даже днем полумрак. Этот древний храм, эта древняя икона, монах, стоявший со свечой и рассказывавший  нам историю этого образа, – вся эта обстановка погружала в то чудо, которое произошло несколько веков назад. А что тогда произошло? А вот что: монахи этого монастыря из-за своего нерадения навлекли на себя справедливый гнев Божий. Этот монастырь однажды окружила шайка разбойников с намерением ворваться в него на рассвете. Но монах, который последним выходил из храма, вдруг услышал голос, идущий от иконы, который предупреждал:«Сегодня утром не открывайте ворота монастыря, потому что он окружен разбойниками». Он повернулся к иконе и увидел, как Младенец ладошкой закрывает уста Богородице и говорит: «Не предупреждай их! Не предупреждай! Пусть они накажутся за беззакония свои. Не предупреждай их!». Но Божия Матерь легонько отодвинула ручку Богомладенца и повторила Свое предупреждение. По завершении разговора Богородица и Богомладенец замерли на иконе в том виде, в каком это видно сегодня: Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст. То есть Божия Матерь несмотря ни на что предупреждает нас, сохраняет, защищает в надежде на то, что мы все-таки исправимся, причем не на короткий промежуток времени. Она надеется, что мы выберем путь покаяния, изменения и  исправления своей жизни, и впоследствии останемся на этом пути.

Постараемся не обмануть Ее надежды. Она верит нам, Она верит в нас. Постараемся не обмануть этой надежды и принести достойный плод покаяния. Аминь.