Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
1 Ноября 2014

«Святая обитель» – так называется книга архимандрита Никандра (Анпилогова) о прошлом и настоящем Авраамиево-Городецкой обители в Костромском крае. На страницах книги удивительным образом переплетается связь времён:  первый настоятель возрождающейся обители архимандрит Никандр повествует о судьбе последнего настоятеля архимандрита Серапиона (Михайлова), мученически погибшего в 1942 году в тюрьме особого назначения г. Чистополя. Удивительно, что оба батюшки в разные годы служили в  приходах Казанской епархии, но по Промыслу Божию каждый из них в своё время получил назначение в Авраамиево-Городецкую обитель и выполнил возложенные на него обязанности с честью.

Молодой настоятель, иеромонах Серапион (Михайлов) из села Емельяново Рыбно-Слободского района Казанской губернии, возглавил обитель Покрова Пресвятой Богородицы и Авраамия Чудотворца в начале ХХ века. До этого он трудился на послушании законоучителя и заведующего школой. Документы свидетельствуют, что избранник оказался достойным тружеником в винограднике Божием. Под его мудрым руководством обитель преобразилась. Опытным управлением он снискал высокий авторитет и уважение, был награждён наперсным золотым крестом. 18 января 1915 года он был избран членом Чухломского уездного отделения Училищного совета, а 9 сентября этого же года назначен благочинным монастырей Галичского округа. Но это время, как известно, было отмечено не только расцветом монастырей, но и богоборчеством, крестными страданиями исповедников Христовых.

Накануне закрытия обители в 1919 году вместе с игуменом Серапионом число братии было 17 человек. После закрытия монастыря монашеская община была зарегистрирована как приходская. Много скорбей  со стороны безбожных властей испытал игумен с братией. Новые власти  искали повод для ареста о. Серапиона, и в 1925 году все-таки привлекли его к уголовной ответственности, посадив в Чухломскую, затем в Костромскую тюрьму. После выхода из тюрьмы пребывание на Костромской земле стало невозможным, и поэтому он возвратился на родину, в Казань, к своей престарелой матери. В это время большинство монастырей и храмов были закрыты. В их числе и Спасо-Преображенский монастырь в Казанском Кремле, где он начинал свой иноческий путь и был пострижен. Архимандрит Серапион поселился в Макарьевской Вознесенской пустыни близ Свияжска, где пробыл до 1929 года, неся чреду священнослужения. После закрытия пустыни перебрался в Казань. Потом был направлен в с. Большие Осиновки Рыбно-Слободского района. Период служения отца Серапиона с 1930 по 37-й годы по причине отсутствия архивных данных не известен. В архивах ФСБ есть только его следственное дело. Да ещё остались скудные воспоминания жителей села, которые детьми бегали к нему с гостинцами от матерей, как помогали пилить и носить дрова,  а он угощал их сахаром, что считалось в то время деликатесом. Говорили о тяжёлых налогах и поставках. Сохранился покосившийся домик, где жил батюшка Серапион. Его забрали осенью 1941 года по доносам, которые собирали несколько лет. Сначала увезли в КПЗ Рыбной Слободы, а затем в тюрьму особого назначения №4 НКВД г. Чистополя. Чекистские приёмы были в то время хорошо отработаны, у людей силой выбивали нужные показания. На родной земле отец Серапион завершил жизнь мученической кончиной 11 марта 1942 г., и его останки покоятся в одной из ям на кладбище г. Чистополя.

Отцу Никандру, взявшемуся за написание книги «Святая обитель»,  хотелось отыскать живых свидетелей, знавших правду о злодеяниях того времени, и чудным образом он их скоро отыскал. Свидетели тех времён рассказали потрясающие факты. Поскольку тюрьма и кладбище находились рядом, приговорённых к расстрелу заставляли рыть длинные траншеи, куда скидывали убитых и засыпали негашеной известью. Сверху присыпали землёй и снова пластами укладывали трупы. И так до тех пор, пока яма не наполнялась. Таких ям было много.

На днях я также побывала на месте страшных захоронений в Чистополе, над которыми в 70-90-е годы появились свежие могилы. Там мне удалось встретиться с ребятами из поискового отряда «Выстрел», дважды в год наводящими порядок на могиле, о которой я хочу рассказать. В 1943 году в авиакатастрофе на повороте от Чистопольской трассы на Нурлат погиб экипаж пикирующего бомбардировщика. Родственникам погибших сообщили, что молодые ребята пропали без вести. В лесу была вырыта могила, и три гроба, положенные один на один, покоились в ней. Над могилой поставили железный памятник без надписей. Среди тех, кто заинтересовался историей захоронения, нашёлся человек, который обратился в архивы и добился ответа. Два года назад поисковики решили сделать перезахоронение. На старом чистопольском кладбище вырыли могилу для лётчиков, на дне которой обнаружили более 40 черепов, и это примерно на одном квадратном метре! Можно только содрогнуться  от страшной догадки, сколько страдальцев погребено в этой земле. Возможно,  что где-то рядом покоятся косточки отца Серапиона и последнего священнослужителя алексеевского храма протоиерея Димитрия Тростянского, расстрелянного в Чистополе 8 января 1938 года. И ещё многих-многих других, чьи имена известны Богу. Хотелось бы, чтобы историческая правда восторжествовала и нашлись люди, продолжившие поисковую работу и возвратившие людям память обо всех мучениках земли нашей.

Благодаря стараниям архимандрита Никандра, посвятившего многие годы  отысканию архивных данных, исторических справок, фотодокументов, копий старинных книг, мы смогли прикоснуться к неповторимому наследию предков, узнать их святые имена. В настоящее время на месте захоронения в чистопольской земле тысяч невинно убиенных водружён Голгофский крест высотой более трех метров из цельного гранита малинового кварцита, который во все времена почитался «царским» камнем. Этот камень доставлен из Петрозаводска (Карелия). Если доставка камня из далёкой Карелии обошлась в 85 тысяч рублей, то можно только предполагать, в какую сумму обошёлся весь проект в целом. По словам отца Никандра, из такого дорогого материала – кварцита – были построены храм Спаса-на-Крови, Исаакиевский собор и мавзолей. Голгофский крест изготовлен из карельского гранита, диабаза, и доставлен из Другорезского месторождения.

На внешней стороне креста можно увидеть много мелких крестов в память многих погибших. Памятная табличка гласит, что памятный крест возведён на средства российских меценатов г. Солнцева – Сергея Анатольевича Михайлова и Виктора Сергеевича Аверина. Вокруг памятного креста на день моего приезда выкладывалась брусчатка из розового известняка, и совсем скоро будут установлены плиты с перечислением умученных, чьи имена уже  известны.

Интересен факт, что разговоры о водружении памятника жертвам политических репрессий на чистопольском кладбище нашими земляками велись давно, но задумка воплотилась только стараниями отца Никандра, приехавшего к нам из далёкого Костромского края, чтобы отдать дань памяти отцу Серапиону. По его словам, хорошо бы привести в надлежащий вид и могилы почётных граждан г. Чистополя, которые заслужили этого многими добрыми делами. Таких могил 2-3 десятка.

20 лет посвятил отец Никандр написанию книг об истории своей обители. 10 лет горел желанием увековечить и облагородить место погребения невинно убиенных в г. Чистополе. 2-3 года ушло у него на подписание и согласование различных документов. И сегодня, несмотря на слабое здоровье, архимандрит Никандр старается довести начатое дело до конца. В связи с этим хотелось бы поблагодарить за помощь всех неравнодушных, активных людей, которые,  независимо от их вероисповедания, помогали кто чем мог.

А нам остается только ждать завершения начатых работ, чтобы с благоговением преклонить колени перед прахом замученных, но оставшихся верными Господу людей, со слезами помолиться о жертвах репрессий и передать эстафету памяти детям и внукам.

Царствие Небесное всем новомученикам земли русской!