Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
7 Ноября 2014

Выступление кандидата физико-математических наук священника Дмитрия Черепанова на открытой дискуссии «Адам или Обезьяна: чьи мы дети?», состоявшейся на прошлой неделе в Казанском Федеральном Университете.

Для меня было большим удивлением увидеть полный зал на сегодняшнем мероприятии. Это свидетельство того, что человек представляет большую тайну для самого себя. И каждое разумное существо должно попытаться эту тайну постичь, чтобы решить свои глубокие внутренние проблемы.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что с незапамятных времён люди задавались вечными философскими вопросами: «Кто такой человек?» и «Почему, несмотря на то, что человек так мал, он в то же время так велик?». Сейчас же мы больше говорим о происхождении, о движении человека, но это, по сути, те же самые вопросы: «Кто мы?», «Откуда мы?», «Куда мы идём?» и «Для чего пришли в этот мир?». При этом человек пытается свести всё к простым, материальным сущностям – к физике, к химии, к биологии. Это называется редукционизмом – когда сложные явления объясняют с помощью законов, свойственных более простым явлениям. Это свойство человеческого разума, и мы им пользуемся, но сможем ли мы собрать из деталей целое? Такое очень редко случается в нашей практике.

Когда люди размышляли об окружающем мире, то они наблюдали циклические процессы и воспринимали мир, как бесконечное круговращение, повторение одного и того же. Свернувшаяся в кольцо змея, кусающая себя за хвост, – символ, которым человек обозначил циклическую природу жизни. И неожиданно среди представления о циклическом времени за полторы тысячи лет до Рождества Христа небольшой народ получил откровение о том, что этот мир имеет начало и стремится к своему концу. Это то, что мы называем эволюцией.

Этот рассказ о сотворении мира, сотворении человека в Библии содержится в двух различных вариантах. Один из них – Шестоднев. О нём обычно говорят, когда пытаются сопоставить библейское откровение с эволюцией. Другой рассказ посвящён человеку, его внутренней жизни и его отношениям с Творцом. В нём упоминаются имена Адама и Евы, но, надо отметить, что слово «Адам» в переводе с иврита означает «человек». Также оно созвучно слову «адома», которое означает «земля». «Адам» произошёл от «адома», то есть земли. Но это происхождение связано с особенным творческим актом. В библейских рассказах этот творческий акт упоминается три раза. Первый раз – когда говорится о сотворении мира как целого. Сначала не было ничего – ни пространства, ни времени, а потом из ничего возникло нечто. Это и есть творение, а всё остальное, что происходит с этой материей, – это произведение или создание. Второй раз слово «творение» используется тогда, когда говорится о душе животных. Третий раз – когда говорится о творении человека. Точнее, духа человеческого, который Бог вдунул в «прах земной». Что это за прах, и сколько лет прошло с того времени, в Библии не говорится. А попытки буквально толковать текст Священного Писания всегда являются очень ущербными. Например, если говорится, что Царствие Божие подобно закваске, которую положили в муку, то это не значит, что Царствие Божие – это  и есть закваска.

Очень интересна позиция отцов Церкви о том, что же представляет собой человек. Это, прежде всего, тайна. Василий Великий, самый авторитетный толкователь Шестоднева, писал:

«Многие труды с превеликим усердием написаны о нашем теле, теле человеческом. Если ты заинтересуешься медициной, то обнаружишь, как много говорит она о действии того, что заключено в нас; сколько скрытых путей в нашем организме она обнаружила при анатомических опытах! Она выявила невидимые протоки, согласованность органов тела в процессе дыхания, дыхательные пути, кровеносные сосуды, протяжённость вдоха, очаг тепла у сердца, непрерывное дыхательное движение в околосердечной области. Тысячи исследований в этой области привели к науке, в которой никто из нас не сведущ, так как этой сфере не уделялось никакого внимания, и никто не знает, что он, человек, сам собой представляет. Мы склонны изучать небо тщательнее, чем себя самих. Не пренебрегай же чудом, заключённым в тебе. Ты убеждён в своей незначительности, но дальнейшее рассуждение раскроет твоё величие. Вот почему мудрый Давид, прекрасно умеющий познавать самого себя, сказал: «Дивно познание Тебя через меня». Чудесным образом я пришёл к познанию Тебя. Познавая всю свою сложность и то, с какой мудростью устроено моё тело, а через это крохотное создание постиг великого Творца».