Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
2 Октября 2015

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви об отношении к современным войнам

30 сентября 2015 г. Совет Федерации принял решение одобрить внесенное президентом России предложение об использовании Вооруженных сил за рубежом. Вчера ВВС России нанесли удар по формированиям «Исламского государства» в Сирии.

Отношению к войнам посвящена значительная часть «Основ социальной концепции Русской православной церкви». Эта проблема рассматривается в главе «Война и мир».

«Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (Быт. 4. 3-12)», — говорится в документе.

Земные войны суть отражение брани небесной и порождены гордыней и противлением воле Божией. Поэтому документ оценивает войну однозначно: «Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, — греховное злоупотребление богоданной свободой, “ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления” (Мф. 15:19)».

«Нельзя оставаться безучастными к страданиям сирийского народа»

«Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством».

В «Основах социальной концепции» признается возможность ведения справедливой войны — основанием для этого служат слова Христа: «Взявшие меч, мечем погибнут» (Мф. 26:52).

«С христианской точки зрения, понятие нравственной правды в международных отношениях должно опираться на следующие основные принципы: любовь к своим ближним, своему народу и Отечеству; понимание нужд других народов; убеждение в том, что благу своего народа невозможно служить безнравственными средствами. Эти три принципа определили нравственные границы войны, которые были выработаны христианским миром в Средние века, когда, применяясь к реальной ситуации, люди пытались обуздать стихию военного насилия», — сказано в церковном документе.

«Основы», тем не менее, признают: «Требования справедливости в войне на деле далеко не часто удовлетворялись, но сама постановка вопроса о справедливости порой удерживала воюющих людей от чрезмерной жестокости».

Составители документа вынуждены также признать, что в нынешней системе международных отношений отличить агрессивную войну от оборонительной бывает сложно: «Грань между первой и второй особенно тонка в случаях, когда одно или несколько государств либо мировое сообщество начинают военные действия, мотивируя их необходимостью защиты народа, являющегося жертвой агрессии. В связи с этим вопрос о поддержке или осуждении Церковью военных действий нуждается в отдельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала».

Одним из критериев, помогающих определить праведность или, наоборот, несправедливость той или иной войны, являются, по мнению составителей документа, методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника, особенно детям, женщинам, старикам. 

«Даже защищаясь от нападения, можно одновременно творить всяческое зло и в силу этого по своему духовному и моральному состоянию оказаться не выше захватчика. Война должна вестись с гневом праведным, но не со злобою, алчностью, похотью (1 Ин. 2:16) и прочими порождениями ада. Наиболее правильную оценку войны как подвига или, напротив, разбоя можно сделать, лишь исходя из анализа нравственного состояния воюющих», — говорится в тексте «Основ социальной концепции».