Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
25 Ноября 2015

Проповедь протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. О терпении

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Сегодня мы с вами читали Евангелие от Матфея, 10-ю главу, где есть такие слова Спасителя: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь людей. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется». Когда читаешь эти слова, как-то тяжело становится на душе. Ведь неохота жить в таких условиях, когда ненавидят. Но Церковь всегда была гонимой: если не было открытых гонений, то были скрытые. И Господь дает нам важные указания, как выживать в таких условиях. Он говорит: «Будьте мудрыми, чтобы вас остерегались. Не лезьте на рожон, но в то же время и не отступайте. Терпите до конца». «Претерпевший же до конца спасется», — говорит Господь. Терпение — это ключ, которым можно открыть дверь в Царство Божие. Но терпение не является врожденным качеством: оно нарабатывается, оно приходит с опытом.

Бывает так: человек старается, ко всем хорошо относится. Но потом вдруг срывается: «Меня никто не понимает. Все меня обижают, все меня раздражают. Что делать?» Ну что делать? Надо дальше стараться. Надо дальше учиться терпеть. И надо помнить о том, что эти уроки будут продолжаться до тех пор, пока ты не научишься не раздражаться. Пока ты не научишься не обижаться, пока ты не научишься терпеть. Я одной женщине пожелал: «Дай Бог вам терпения!». Она говорит: «Ой, батюшка, а терпения нельзя желать. В скорби буду». В скорби они так и так будут, а с терпением мы это все быстрее пройдем. Ведь не зря же вся Церковь в период Великого поста, да и не только Великого, молится: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, любве даруй ми, рабу Твоему». Это молитва Ефрема Сирина.

А апостол Павел в послании к Римлянам пишет: «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает». Апостол Иаков вообще говорил: «С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение. А терпение должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте без всякого недостатка». То есть если ты хочешь избавиться от всех недостатков, то придется согласиться на процесс испытаний. Это как глиняный сосуд — если его не обжечь, то он долго не прослужит. Намокнет и развалится. Так же и душа. Она мужает, когда проходит через горнило испытаний. Огонь скорбей делает человека взрослым, крепким. Святые отцы говорили: «Приходить в меру возраста Христова». И терпение, о котором мы сегодня говорим, необходимо не только для того, чтобы переносить испытания, но и для того, чтобы научиться ждать ответа Божьего, исполнения обетования Божьего.

Человек часто жалуется: «Я много молюсь, и посты соблюдаю, но Господь не слышит моих просьб. Он не откликается на мои молитвы». Но дело в том, что между просьбой и ответом на нее проходит определенное время. В этот промежуток мы и должны показать терпение. А без терпения мы вообще можем не дождаться исполнения обетования. Не зря же говорится: жизнь прожить — не поле перейти. Жизнь — это марафонская дистанция, а не спринтерский забег. И невозможно ее пройти, не споткнувшись и не упав. В Ветхом Завете говорится, что «семь раз упадет праведник, и встанет». Но дело не в том, что мы падаем, а в том, как мы реагируем на это. Бывает, что человек, упав, даже не делает попыток подняться. Так и лежит. А другой из последних сил пытается встать, и если не получается, то ползком двигается к цели — пытается спастись. Апостол Павел советует нам смотреть на маяк, чтобы не сбиться с пути: «Надо смотреть на невидимое, ибо видимое — временное, а невидимое — вечно».

Почему многие люди не доходят до цели? Потому что они теряют из виду вечность. Люди погибали и во времена Ноя, и во времена Лота. Почему? Потому что не видели вечности. Они были полностью поглощены различными временными вещами. Женились, выходили замуж, строили, сажали, собирали, покупали, продавали. В этом нет ничего плохого. Плохо лишь то, что это заслонило для них вечность. Именно об этом предупреждает Священное Писание. Апостол Иоанн говорил: «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога». Поэтому необходимо с терпением трудиться. Необходимо пребывать в учении Христовом и видеть цель, ведь сказано: «Ищите прежде всего Царства Божьего и правды Его, а все остальное вам приложится». Аминь.