Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
29 Апреля 2016

Все те события, о которых мы слышали накануне из чтения двенадцати Евангелий, разворачиваются в службах Великой пятницы.

Утро начинается с чтения часов Великого пятка. Помимо особых псалмов поются песнопения (тропари и стихиры), основная тема которых — безвинные страдания Христа на кресте. На последнем часе трижды поется: «Поклоняемся страданиям Твоим, Христе», а в конце: «Покажи нам и славное Твое воскресение!»

На этой службе читаются фрагменты из Ветхого Завета — пророчества, содержание которых поразительно совпадает с евангельскими событиями.

Это пророчества о 30 сребрениках, за которые был предан Спаситель, о вольном и безропотном шествии Его на смерть, о несправедливом унижении и бесчестии.

Евангельские чтения часов повествуют о предании Иисуса Христа на суд Пилату, о страданиях, смерти и снятии Господа со Креста.

Часы отслужены, но можно не расходиться далеко от храма. Около двух часов дня нам предстоит служба, центральное событие которой — вынос Плащаницы. Хор поет тропари, в первом из которых говорится о том, как Иосиф Аримафейский снял с креста пречистое тело, помазав его благовониями, обвил чистым полотном и положил во гроб (то есть в погребальную пещеру). Во втором тропаре речь идет уже о событии Воскресения, когда жены-мироносицы пришли ко гробу и встретили ангела, благо-вествующего им о том, что Христос жив. При пении этих тропарей священник выносит из алтаря Плащаницу и полагает ее на специальную гробницу. На середину Плащаницы кладется Евангелие.

После выноса Плащаницы читается канон «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». Он практически целиком состоит из слов Пресвятой Богородицы, обращенных ко Христу, когда Он страдал и умирал на Кресте. Но в последнем тропаре звучит ответ Христа: умер Он ради спасения сотворенного мира, но воскреснет и будет прославлен.

По окончании службы народ прикладывается к Плащанице.

Днем или вечером того же дня совершается богослужение, представляющее соой погребение Спасителя. Здесь уже появляется пасхальная нотка, хор поет: «Егда снизшел еси к смерти, Животе беземертный...» Когда Христос сошел во ад, то умертвил его, то есть разрушил власть смерти, таков смысл этого песнопения.

Тем временем священники и диаконы становятся посреди храма и начинают петь совместно с хором или читать «Непорочны» (очень длинный 118-й псалом), к которым добавляются похвалы — тексты, воспевающие погребение Христа, сошествие во ад и Его победу над смертью. Затем следует чтение канона, который по начальному песнопению зовется «Волною морскою...».

На этой службе совершается Крестный ход с Плащаницей. Под пение «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» священник с Плащаницей на голове выходит из храма, за ним следует хор и все, кто пришел помолиться. Крестный ход идет вокруг храма, а с колокольни слышен перезвон, по одному удару от большого колокола к малому.

Крестный ход завершается. Плащаница снова полагается в центре храма, в конце службы читают главы из Священного Писания, в том числе отрывок из Евангелия от Матфея, где говорится о том, как фарисеи поставили у погребальной пещеры стражу, чтобы ученики не выкрали тело Христа.