Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
7 Сентября 2016

Имя святителя Тихона Задонского для современного православного уха и знакомо, и незнакомо одновременно. Мы вряд ли скажем с уверенностью, когда жил святой, вряд ли вспомним названия его книг или назовем основные вехи его жизни…

И в то же время епископ не забыт. Стоят храмы в его честь, в молитвословах — канон покаянный за его подписью, а чуть дальше — и молитва ему. «О всехвальный Святителю и Угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски пожив на земли, ты яко Ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении!»

Сейчас мы сравниваем святого архиерея с ангелами, и он при жизни ещё стяжал себе славу аскета и милосердного молитвенника. Но кроме этого, современники называли святителя Тихона вторым Златоустом. Его творения своей тщательностью и подробностями, тонким растолковыванием духовных понятий, действительно, напоминают нам наследие великого Иоанна. При этом епископ Тихон — прост, и головокружительных глубин в его книгах мы не найдём. Владыка писал для своих современников, погрязших или в сельском пьянстве и невежестве, или в интеллектуальном вольнодумстве. И слово пастыря должно было быть понятным каждому.

Святитель Тихон Задонский, Воронежский чудотворец

Вот святитель Тихон увещевает горожан посещать основанные им же воскресные катехизические курсы, вот призывает застолья проводить без алкоголя, а вот отвечает на письма духовных чад, завершая краткие послания словом «Спасайся!».

Протоиерей Андрей Ткачёв пишет, что своими творениями святитель пытался достучаться до современников, но увы — ему это удавалось с трудом. «Образ Тихона на фоне эпохи одинок и скорбен. <…> Как житель затерянного в океане острова, он писал свои книги и бросал их в воду в надежде на сочувствие незнакомого писателя. Сегодня эти книги нужно читать миллионам православных потомков».

Действительно, в шумном XXI веке стоит вскрыть запечатанные сургучом бутылки и достать оттуда святые свитки епископа Тихона. Он писал эти слова на бумаге, что уже удивительно для современного мира, писал при свете далеко не лампы накаливания, а при лучине или свечах. Вот только свет, льющийся с запылённых страниц — такой же, как и две тысячи лет назад у апостолов. Как в IV веке у Иоанна Златоуста. Как в двадцатом столетии — у Луки Войно-Ясенецкого. Это свет Христов, который просвещает всех, и для которого нет срока годности.

Мы пересказали несколько произведений святителя Тихона на современном русском языке, чтобы при чтении не отвлекаться на устаревшие особенности изложения. Знакомство с трудами архиерея начнём с одной из глав книги «Об истинном христианстве». Митрополит Московский Платон говорил, что это творение должно быть настольной книгой каждого православного — действительно, здесь просто и доступно описаны основополагающие истины христианства.

Итак, в путь! Разговор начнётся со слов о покаянии.

«Придите все ко Мне, измученные тяжкою ношей! Я дам вам отдых! Наденьте на себя ярмо Моих заповедей и у меня учитесь: потому что Я мягок и кроток сердцем, и вы наконец отдохнёте» (Евангелие от Матфея, 11, 28-29).


Лицом или спиной

Пока человек стоит перед кем-нибудь, то стоит нему лицом, а когда захочет отойти, лицо отворачивает и показывает спину. Отвернувшись, идёт, куда собрался, и чем больше идёт, тем дальше отходит и удаляется.

Точно так же, пока человек старается исполнять святую Божию волю, пока слушает то, что Бог в Своём святом слове повелевает, пока остаётся готовым слушать Божии повеления — то как бы лицом к Богу стоит, и оказывает Ему почтение, с Ним находится и от Него не отлучается.

Но когда человек изменит своё правильное решение, и выберет зло вместо добра, начнёт творить грех вместо добрых дел, то как бы отворачивается от Бога, и спину Ему показывает, совсем как Бог через пророка говорил о непослушных израильтянах: «Не лицом ко мне они повернулись, а спиною» (Книга пророка Иеремии, 32, 22).

Дальше — больше

И вот, отвернувшись от Бога как от бесконечного добра, человек чем больше грешит и чем дольше не раскаивается, тем больше отходит и удаляется от Него. Только отворачивается не лицом, а сердцем. И показывает не спину, а непослушание и нераскаянное сердце. И удаляется не ногами, а волей; не изменением места, а превращением плохих нравов в ещё более плохие.

Но куда мы отвернёмся от Того, Который везде? Куда пойдём от Него, если Он повсюду? Как говорит псалмопевец: «Куда могу я уйти от Духа Твоего, от взгляда Твоего куда убегу? Если на небо взойду — Ты там; если сойду в Шеол — и там Ты» (Псалтирь, 138, 7-8).

«Стручки для свиней ест, но настоящего покоя и отрады не находит»

Вот, что значит отвернуться, отступить и удалиться от Бога. Такое отступление и удаление грешника от Бога показано нам в притче о блудном сыне. Сын этот взял у милосердного отца причитающуюся себе часть имущества, отстал от него, уехал в далёкую страну, промотал деньги, живя в распутстве, начал нуждаться, и уже готов был есть стручки, которыми кормили свиней.

Вот так и человек, отступив от Бога непослушанием, растрачивает полученное от Бога духовное имущество, то есть святость, правду, непорочность и т.д., попадает в зависимость от страстей и греха, и в этом трагичном рабстве ни от чего не может получить удовольствие и отраду. Ведь душа человеческая как созданный от Бога дух, ни в чём другом удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады найти не может, как только в Боге, от Которого по образу Его и по подобию создана. А когда от Бога отходит, ничего другого душе не остаётся, как искать себе удовольствия не в Творце, а в творениях, и в разных страстях… Стручки для свиней ест, но настоящего покоя и отрады не находит, и в итоге от голода умирает. Ведь духу нужна духовная пища.

Милосердный Отец всегда ждёт и зовёт своих заблудившихся сыновей. О том, как в нашей жизни различить призыв Бога, каким образом Господь старается вернуть к Себе отвернувшихся грешников — в следующий раз.

Пересказал на современном русском языке Илья Тимкин, при подготовке публикации использована Библия (РБО, Москва, 2011), «Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского» (Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994).