Новости Марийской митрополии

Богослужения митрополита Иоанна в Неделю 4-ю Великого поста

Адрес сайта Марийской митрополии - www.mari-mitropolia.ru

 

Источник информации: Йошкар-Олинская епархия
12 Апреля 2021

11 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова г. Йошкар-Олы. Накануне Владыка возглавил всенощное бдение в Вознесенском соборе.

Вечером архипастырю сослужили секретарь Йошкар-Олинского епархиального управления иеромонах Серафим (Пасанаев), благочинный Йошкар-Олинского церковного округа протоиерей Андрей Норкин, настоятель Вознесенского собора митрофорный протоиерей Евгений Кутырев, клирики собора и клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка протодиакон Михаил Козловский. Песнопения исполнял хор собора под управлением Ангелины Бабиной.

За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Йошкар-Олинского епархиального управления иеромонах Серафим (Пасанаев), настоятель храма Рождества Христова иерей Александр Лоскутов, клирик храма диакон Артемий Бобоч и клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка протодиакон Михаил Козловский.

После богослужения митрополит Иоанн обратился с проповедью к собравшимся:

«Как часто, возлюбленные братья и сестры, приходя на исповедь, мы говорим одни и те же грехи, и они изо дня в день повторяются… Сегодняшнее Евангельское благовестие являет нам причину нашей с вами повседневной греховной жизни. В этом отрывке отец просит Иисуса Христа освободить его бесноватого сына от действия диавольского. Ученики Христа не смогли этого сделать.

Воззрев на толпу и на отца, Господь сказал: о, род неверный и развращенный, доколе буду с вами? К народу это обращение было явлено, чтобы люди познали свое греховное безумие – только недавно они восхищались чудесами Господа и прославляли Его, а стоило только Господу отойти на время, они потеряли веру. И когда ученики не смогли уврачевать юношу, начали сомневаться и во Христе…

И к нам эти слова обращены – Господь творит величайшие чудеса, всегда открывает нам милости свои, но наше неверие, как стена, не дает доступа милости Божией к нашему сердцу… Если мы с вами внимательно всмотримся в себя, то увидим, что веры-то в нас и нет. Очень часто мы считаем за веру знания о том, что Бог – Творец мира, что Спаситель искупил нас своей кровью, что мы должны жить по заповедям Господним. Но такую «веру», как говорит Иоанн Златоуст, и бесы имеют. Они трепещут и знают о Боге все.

А вера – это такое состояние человека, когда он, восстав от сна, благодарит Бога, что Господь сподобил вновь явить ему Свою милость. Когда он целый день как перед Богом предстоит, совершая все свои поступки и даже мысли в страхе Божием, соразмеряя свою жизнь с заповедями Господними.

Наша же вера какова? Вот мы приходим в храм, стремимся здесь в благоговении предстоять перед Богом в молитве, умиляемся, радуемся, а стоит нам выйти из храма, как суета греховная тут же порабощает нас. Мы забываем о Боге, отдавая себя во власть искусителю…

А Господь обращается к нам: о, роде неверный, доколе Я вас терплю? На словах вы говорите одно, а в жизни поступаете совершенно по-другому. Веруете ли вы, что Я могу вас очистить, убелить вас, погрязших в грехах? Что же мы отвечаем Богу? Видим ли мы безумную греховную жизнь свою, вопим ли мы вместе с этим отцом: веруем, Господи, помоги нашему неверию?

Когда ученики остались наедине с Господом, то спросили, почему они не смогли уврачевать бесноватого юношу. И Господь отвечает: сей род изгоняется только молитвою и постом. Вера, молитва и пост! Как все это связано в нашей духовной жизни. Вера наша выражается в искренней чистой молитве, когда мы обращаемся ко Господу и просим Его. А пост не только обуздывает нашу плоть, но и заставляет нас внутренне углубиться в нашу жизнь, заставляет бороться со своими безумными греховными страстями, которые не дают нам покоя.

А какова наша жизнь? Почему сегодня, в четвертую Неделю поста, Церковь нам предлагает это Евангельское зачало? Чтобы каждый из нас испытал свою совесть. Как он проводит дни Великого поста. Не порабощены ли мы, подобно этому юноше, через страсти и грехи злой силой, не управляет ли она нами? Церковь призывает нас всех укрепить свою веру, призывает молитвой себя укреплять.

Святой Иоанн Лествичник, память которого мы сегодня празднуем, говорит, как нам нужно молиться. Первое делание в молитве – это отгонять лукавые помыслы, которые к нам приходят во время чтения ее, не позволять, чтобы ум наш бродил по задворкам греховного мира. А затем уже, вторая ступенька, – внимательно вдумываться в смысл того, что читаем. Нельзя молитву нашу обогащать многословием, молитва должна быть постоянной и внимательной.

Эти первые две ступеньки в молитве требуют от нас великого труда. Каждый из нас из личного опыта знает – как только начинаем молиться, так помыслы не дают нам покоя. Что же нам делать? И мы, по словам Иоанна Златоуста, должны искренне обратиться ко Господу, взывая: веруем, Господи, помоги нашему неверию!»