Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

4 марта 2012 г., в неделю торжества православия, преосвященнейший епископ улан-удэнский и бурятский савватий возглавил божественную литургию святителя василия великого в свято-одигитриевском соборе города улан-удэ.

его преосвященству сослужили: протоиерей михаил елагин, благочинный улан-удэнского округа; иерей роман матвеев, секретарь епархиального управления; иеромонах иов (маркелов), заведующий канцелярией епархиального управления; иерей алексий ермаков, клирик свято-одигитриевского собора г. улан-удэ.

диаконский чин возглавил диакон максим пахолков, председатель епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами.

песнопения божественной литургии исполнял смешанный хор под управлением б.г. овчинникова и детский хор под руководством матушки елены пахолковой.

по окончании литургии правящий архиерей совершил чин торжества православия, после чего обратился к собравшимся с архипастырским словом.

информационный отдел

чин торжества православия совершается в первую неделю великого поста.

оно было установлено в греции в ix в., в память окончательной победы над иконоборцами. учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до viii в. оставалось неприкосновенным. но иконоборческая ересь, появившаяся в самой греции, распространилась по многим странам. церковь божия подверглась гонению, большему чем от язычников. более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах господа нашего иисуса христа, божию матерь и святых, а также молиться им перед иконами. этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. честные иконы и мощи святых сжигались.

после vii вселенского собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине ix в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. христолюбивая царица феодора объявила: «кто не чествует изображения господа нашего, пресвятой его матери и всех святых, да будет проклят!»

избранный патриархом константинопольским мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. православие было торжественно восстановлено на службе в софийском соборе в константинополе в первое воскресенье великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. так появилось празднование и особый чин, называемый торжество православия. в xii и xiv вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. в нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи вселенских соборов. благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко господу в вере и благочестии отцев. особое место в этой службе занимает чин анафематствования. анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед церковью.

в россии чин православия введен в xiv в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, кассиана, архимандрита юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: стеньки разина, гришки отрепьева, протопопа аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. в конце xviii в. чин православия был исправлен и дополнен митрополитом новгородским и с.-петербургским гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. в таком виде чин православия был напечатан в 1767 г. чин православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием литургии на середине храма перед иконами спасителя и божией матери, возлежащими на аналое. чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков. чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.

торжество православия

чин содержал в себе чтение символа веры, произнесение анафемы и провозглашение вечной памяти всем защитникам православия. двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года, приведены ниже.

отрицающим бытие божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла божия и по случаю бывает: анафема.

глаголющим бога не быти дух, но плоть; или не быти его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.

дерзающим глаголати, яко сын божий не единосущный и не равночестный отцу, такожде и дух святый, и исповедающим отца, и сына, и святого духа не единого быти бога: анафема.

безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир сына божия во плоти, и его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.

неприемлющим благодати искупления евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред богом средства: анафема.

дерзающим глаголати, яко пречистая дева мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве дева: анафема.

неверующим, яко дух святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.

отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.

отмещущим все таинства святая, церковью христовою содержимая: анафема.

отвергающим соборы святых отец и их предания, божественному откровению согласная, и православно-кафолическою церковью благочестно хранимая: анафема.

помышляющим, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них божию благоволению и при помазании на царство дарования духа святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.

ругающим и хулящим святыя иконы, ихже святая церковь к воспоминанию дел божиих и угодников его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

в феврале 1901 г. св. синод предал анафеме льва толстого, как проповедующего: «ниспровержение всех догматов православной церкви и самой сущности веры христианской.»

в новейшей истории русской православной церкви были анафематствованы: лев толстой как проповедующий «ниспровержение всех догматов православной церкви и самой сущности веры христианской» (святейшим синодом в феврале 1901); «творящие беззакония и гонители веры и церкви православной» (1918); несколько священников «публично похуливших имя божие» (1959, 1960); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году; те, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т. п. (1994); монах филарет (денисенко) (1994); глеб павлович якунин (архиерейским собором 1997). в 1971 году анафема была снята со старообрядцев.

торжество православия

в последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 г. слова отлучения были произнесены тем, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т.п. (1994 г.). был отлучен от церкви монах филарет (денисенко), который дерзнул наименовать себя «патриархом киевским и всея руси-украины» (1994 г.). архиерейский собор 1997 г., после неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского креста после лишения сана, постановил: «отлучить глеба павловича якунина от церкви христовой. да будет он анафема пред всем народом.»

предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в церковь и ко спасению. при покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. может быть она снята и после смерти. важное значение для русской церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.

источники:

1. православная энциклопедия. м., 2001, т.2

2. общедоступные беседы о богослужении православной церкви. м., 1898

3. как правильно обращаться с иконами. о грехе небрежения и об истинном благочестивом отношении к иконам.

4. миниатюры чина православия. из книги: л.б. сукина «рукописная книга позднего русского средневековья»

www.pravmir.ru/chin-torzhestva-pravoslaviya/