Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=344843
13 марта 2012 года 8:30
13 марта - день памяти преподобного Иоанна Кассиана Римлянина
Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова.

13 марта - день памяти преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. О нем рассказал кандидат философских наук, заведующий кафедрой церковной истории Нижегородской духовной семинарии Даниил Семикопов:

«Преподобный Иоанн родился около 360 года в городе Марселе в Галлии. Несмотря на свое западное происхождение, духовной родиной своей он избрал Восток, поэтому можно сказать, что он - святой, связывающий Восток и Запад.

Еще юношей Иоанн отправляется в Палестину, в место Рождества Спасителя, в Вифлеем, где его постригают в монахи. Несколько лет он проводит среди египетских отцов, которые славились духовностью и подвижничеством. Иоанн Кассиан Римлянин застает расцвет египетского монашества, и именно он станет главным проповедником восточно-христианской аскетической традиции на Западе. Около 400 года он посещает Константинополь, в котором святитель Иоанн Златоуст рукополагает его во диаконы.

Вскоре преподобный покидает Восток по ряду причин, главная из которых - волнения внутри египетского монашества по поводу оригенизма, и возвращается на Запад, в свои родные края - в Марсель, где будет посвящен во пресвитера и где и завершит свои земные дни около 435 года.

Недалеко от Марселя преподобный Кассиан основал два первых монастыря - мужской и женский - по правилам палестинских и египетских киновий (общежительных монастырей). Вследствие чего его относят к первым основателям монашества в Галлии.

Преподобный Иоанн - автор ряда важных богословских и исторических творений. Так, он написал 12 книг «О постановлениях киновий палестинских и египетских» и 24 «Собеседования» со знаменитыми египетскими аввами о разных понятиях аскетического учения. Третье сочинение Иоанна - «О воплощении Христа» - написано против Нестория, который в 420-х годах начинает проповедовать свою христологическую ересь.

Преподобный Иоанн обличал не только Нестория, но и другого еретика - Пелагия, который проповедовал учение о том, что человек может спастись собственными силами, без помощи Божией благодати. Противник Пелагия, блаженный Августин и его ученики, впали в противоположную крайность. Они считали, что человек ничего не может сделать собственными силами и спасет его только Бог, сам же по себе человек предопределен к погибели. Традиция блаженного Августина, таким образом, отрицала наличие у человека свободы воли, считая, что этот дар был утрачен в результате грехопадения Адама.

Святой подвижник выразил восточный православный взгляд относительно пути человека ко спасению. Человек спасается и верой, и делами. Если бы человек спасался только благодатью Божией через веру, то отпала бы необходимость борьбы со страстями и совершенствования в добре. Если бы человек спасался своими делами, вне зависимости от веры, то не было бы необходимости в Воплощении и Искупительной Жертве Спасителя. Потому спасение складывается из совместного действия благодати Божией и человеческой воли. Бог дает нам возможность спасения, но мы можем услышать божественный призыв или отвергнуть его, и в этом наша свобода.

«Решительно утверждаю мнением не моим, - заявляет преподобный Кассиан, - а старцев, что вовсе невозможно достигнуть евангельского совершенства без усилий и трудов; также и этими одними трудами никто не может достигнуть совершенства без благодати Божией. Ибо как мы говорим, что человеческие усилия сами по себе не могут достигнуть совершенства без помощи Божией, так утверждаем, что только трудящимся и старающимся оказывается милосердие и благодать Божия».

Get the Flash Player to see this player.