Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Адрес новости: http://smoleparh.ru/News/View/3532
Новости

3 мая 2012 г.

Николай Велимирович родился в 1881 г. в многодетной крестьянской семье Драгомира и Катерины Велимирович в небольшом сербском селе Лелич.
После окончания гимназии молодой Николай Велимирович поступил в белградскую Богословию (семинарию), где сразу же показал себя способным учеником. По окончании семинарии он приступил к работе сельского учителя.
Таланты святителя Николая были замечены: он получил стипендию для учебы в Швейцарии и Германии, а затем в Англии. Будущий архипастырь получил блестящее образование в лучших университетах Европы. По возвращении в Белград будущий владыка тяжело заболел. Эта болезнь стала важнейшей жизненной вехой: на одре болезни он дал обещание Богу посвятить свою жизнь Ему, Святой Православной Церкви и ближним. За этим решением вскоре последовало чудесное исцеление Николая от тяжкой болезни. В монастыре Раковица, неподалеку от Белграда, он принял монашеский постриг с именем Николай, а затем и рукоположение.
В 1910 г. был направлен в Россию для того, чтобы «оправославиться», как говорили его духовные наставники, после учебы в Европе. Иеромонах Николай проходил обучение в Санкт- Петербургской Духовной Академии. Он посещал православные святыни Русской земли и, во время этого путешествия, обрел ту любовь к России и русскому народу, которая сопровождала всю его дальнейшую жизнь.
По возвращении на родину, выходят в свет такие труды святителя Николая, как «Беседы под горой», «Над грехом и смертью», «Религия Негоша».
В 1912 году иеромонах Николай прибыл в Боснию, незадолго до этого аннексированную Австро-Венгрией. Там, в Сараево, его выступления вызвали восторг боснийско-герцеговинской сербской молодежи и лидеров сербского национально-освободительного движения.
Это вызвало гнев австрийских оккупационных властей, и иеромонах Николай был снят с поезда, следовавшего в Белград, и на несколько дней задержан в Земуне. Позже австрийские власти не позволили ему отправиться в Загреб и выступить на праздновании, посвященном Негошу, но текст речи все-таки был переправлен в Загреб и обнародован. На книге отца Николая «Беседы под горой» младобосанцы (члены боевой патриотической организации сербской молодежи «Млада Босна», действовавшей в оккупированной Австро-Венгрией Боснии и Герцеговине) приносили клятву, как на Святом Евангелии.
Уже тогда будущий Владыка начал становиться фактическим духовником освободительного православного четницкого движения. Эта его высокая миссия была продолжена в страшные годы Второй мировой войны духовным сотрудничеством с такими великими сынами Православной Сербии, как четницкий воевода Дража Михайлович, воевода-священник Момчило Джуич, выдающийся государственный деятель Димитрий Льотич.
Во время Первой Балканской войны иеромонах Николай пребывал на фронте с действующей армией. Он проводил богослужения, ободрял солдат, ухаживал за ранеными.
С началом Первой мировой войны он вновь на стал боевые позиции – исповедовал и причащал сербских солдат, укреплял их дух проповедью. Все свое жалование он до самого конца войны перечислял на нужды раненых.
По заданию своего правительства иеромонах Николай отправился в Англию и Америку. Там он, всесторонне используя данный ему Богом дар проповедничества, разъяснял разным слоям общества этих стран смысл той борьбы, которую ведет православной сербский народ за Крест и свободу.
Выступления иеромонаха Николая (Велимировича), продолжавшиеся с 1915 по 1919 год, проходившие в церквах, университетах, колледжах, в самых различных залах и собраниях были столь блестящи, что впоследствии один из высоких военных чинов Великобритании назвал его «третьей армией» сражающейся Сербии.
Замечательно, что сразу после окончания Первой мировой войны иеромонах Николай предсказал неизбежность нового трагического глобального военного столкновения в «цивилизованной Европе». Прекрасно зная европейскую философию и культуру, он буквально в подробностях точно описал методы, которыми будет пользоваться в следующей мировой войне «культурный Запад». Основной причиной новой войны он считал уход европейского человека от Бога. «Белой чумой» называл священник наступающую безбожную культуру и мировоззрение «светского гуманизма».
В 1920 г. иеромонах Николай стал епископом Охридским, в Македонии. Там он написал ряд своих замечательных духовных трудов, в том числе и сборник «Молитвы на озере», названный современниками второй Псалтирью.
Святитель выезжал в самые отдаленные концы своей епархии, встречался с верующими, помогал восстановлению разрушенных войной храмов и монастырей, основывал сиротские дома.
Все свое свободное время епископ посвящал молитве и литературным трудам. Спал он совсем мало.
Здесь появились на свет такие его труды, как «Мысли о добре и зле», «Омилии», «Миссионерские письма» и другие замечательные произведения.
Любовь святителя Николая к России заставила его верно оценить личность последнего русского царя Николая II и первым в мире заговорить о необходимости почитания памяти Царской Семьи.
В виду опасности сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, епископ Николай возглавил народное «Богомольческое движение», призванное привлечь к церкви простых, зачастую неграмотных крестьян, живущих в отдаленных горных селениях. «Богомольцы» не представляли из себя какой-то особой организации. Это были люди, готовые не только регулярно посещать церковь, но и повседневно жить по канонам Святой Православной веры, по христианским укладам родной страны, увлекая за собой и других.
«Богомольческое движение», распространившееся трудами Владыки по всей Сербии, было настоящим народным религиозным пробуждением. Многие монастыри, в том числе и Хиландарский монастырь на Святой горе Афон, наполнились послушниками и монахами из числа «богомольцев», которые возродили угасающую монашескую жизнь.
В 1934 г. епископ Николай (Велимирович) был назначен правящим архиереем Жичской епархии, где продолжал свои подвижнические труды. Вскоре, по трудам и молитвам Его Преосвященства, древние церкви наполнились светом Благодати, которым сияли они некогда, еще во времена пращуров.
Не оставлял он и забот о страждущих и обездоленных. Доныне хорошо известен основанный им в Битоле дом для сирот и детей из беднейших семей «Богдай», или «Дедушкин Богдай», как его еще называли.
При нападении гитлеровской армии на Сербию епископ Николай вместе с патриархом Гавриилом были обозначены первыми в числе подлежащих уничтожению людей.
Желая полностью разделить участь своих пасомых, святитель сам явился к оккупантам и сказал:
– Вы стреляете моих чад в Кралево. Теперь я пришел к вам, чтобы вы убили вначале меня, а потом уже моих чад. Тех, кто находится у вас в заложниках.
Епископа Николая арестовали, но расстрелять его не решились, поскольку Димитрий Льотич и Милан Недич предупредили гитлеровцев, что если они казнят человека, которого многие сербы почитают как святого, то от всеобщего восстания доведенных до отчаяния людей уже не удержит ничто.
В 1941 г. в монастырь Любостину, где поначалу епископ Николай содержался под арестом, пробрался посланник не сдавшегося оккупантам полковника Дражи Михайловича из Равны Горы – майор Палошевич. Ему святитель передал послание, где наказывал воеводе Драже организовывать четницкое движение в Боснии и спасать истребляемый народ сербский. Дража Михайлович, вскоре ставший одним из величайших и ныне наиболее почитаемых героев православной Сербии, с честью пронес это благословение архипастыря через все военные годы, ведя героическую, неравную борьбу за веру и народ – вплоть до своего мученического конца.
В 1944 г. епископа Николая (Велимировича) и патриарха Гавриила (Дожича) бросили в концлагерь Дахау. Патриарх Гавриил и святитель Николай – единственные европейские церковные иерархи, содержавшиеся в этом лагере смерти.
8 мая 1945 г. узников освободила наступающая американская армия. В лагере святитель Николай пишет книгу «Сквозь тюремную решетку», в которой призывает христиан к покаянию, размышляет о том, за что Бог попустил людям столь страшные бедствия. Вместе со своим народом в годы войны епископ Николай пережил страшные мучения, но Бог сохранил его в этих скорбях.
При приходе к власти коммуниста Иосифа Тита на сербских патриотов обрушились преследования, а сами патриотические организации были упразднены.
Епископ Николай (Велимирович) был объявлен коммунистами врагом и в таких условиях не мог вернуться на Родину, его туда просто не пустили. После немалых скитаний святитель поселился в Америке, где продолжил церковную и общественную деятельность, писал, вновь осмысливал судьбы сербства и Православия. Он создает такие жемчужины, как «Жатвы Господни», «Земля недостижимая», «Единый Человеколюбец», «Первый Закон Божий и Райская пирамида.
Всегда отличаясь большой любовью к русскому народу, он и свой путь в мире сем окончил в русском монастыре святителя Тихона в Пенсильвании. Он отошел ко Господу во время келейной молитвы 18 марта 1956 г. Тело святителя Николая было перенесено в сербский монастырь святого Саввы в Либетсвилле и там похоронено. В день его смерти, несмотря на коммунистические гонения, по всей Сербии раздавался колокольный звон.
Церковное прославление Святителя Николая Сербского совершилось в монастыре Лелич 18 марта 1987 г. После того, как коммунистический режим в Югославии ушел в прошлое, святитель вернулся на родную землю. В 1991 г. его святые мощи были перенесены из США в родной Лелич.