Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Члены Ученого совета Филологического факультета МГУ выступили с резкой критикой государственной политики в области гуманитарного образования в стране. Во вторник 27 ноября они опубликовали заявление «О реформе образования, ее итогах и перспективах», подписанное видными учеными-филологами, сотрудниками факультета.

«Несколько лет подряд отдельные представители гуманитарного сообщества предупреждали о возможности катастрофы как в школьном образовании вообще, так и в его гуманитарном сегменте в частности. Ситуация изменилась качественно: катастрофа произошла, и русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса», — говорится в заявлении.

По мнению ученых, власть сознательно и целенаправленно меняла образовательную ситуацию в стране для того, чтобы уничтожить «советскую» составляющую «постсоветского» образования, резко ограничить усвоение ценностей русской классической литературы, чуждых современной политической и экономической элите, облегчить управление общественным сознанием и снять с себя часть обязательств по финансированию образования, сделав его частично или полностью платным.

Для этого власть прибегла к помощи подконтрольных вузов и экспертов, выдвинувших программу образовательных реформ, информационной поддержке СМИ. Проводилась «активная дискредитация сложившейся в СССР системы взаимоотношений по линии школа – университет как коррупционной», велось «манипулирование реальными фактами коррупции», считают авторы заявления.

«Форматирование» общественного мнения сопровождалось, по мнению филологов, рядом демагогических подтасовок.

«Например, сочинение, как выпускное, так и вступительное, принадлежит к числу наиболее «коррупционноемких» видов экзаменов, следовательно должно быть отменено; при этом никто не объяснял [и почти никто не спрашивал], почему отменяют экзамен, а не создают новую систему контроля», — говорится в заявлении.

Авторы документа заявили о неприятии «политики разгрома российского гуманитарного образования, которую проводит министерство образования», и о недоверии чиновникам, которые эту политику разрабатывают и реализуют.

Они потребовали предать гласности все данные, которые позволят обществу оценить эффективность деятельности министерства образования за последние двадцать лет и уровень нанесенного им ущерба. В том числе сведения о количестве закрытых школ по регионам и об общей динамике в этой области, о размерах государственного и иного (включая зарубежные фонды) финансирования программ министерства образования, о результатах ЕГЭ по всем регионам России и по всем предметам с момента его внедрения.

По мнению ученых, сегодня необходимо развернуть широкую профессиональную дискуссию о путях выхода из создавшегося положения.

Документ был принят единогласно членами Ученого совета Филологического факультета МГУ 22 ноября 2012 года.