Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Орловско-Ливенская епархия

3 мая 2013 - 00:05

В канун праздника Светлого Христова Воскресения Высокопреосвященнейший архиепископ Орловский и Ливенский Антоний обратился ко клиру, монашествующим и мирянам Орловско-Ливенской епархии с Пасхальным посланием.

* * *

Возлюбленные о Господе Всечестные отцы — пастыри на истинной ниве Христовой, облеченные Благодатью священнического и диаконского сана, иноки древней Свято-Успенской возрождаемой ныне св. обители и других мужских монастырей, наши славные инокини и молитвенницы, несущие свой подвиг служения Истине в женских монастырях и храмах нашей Святой земли Орловской, все чада нашей единой Святой и великой Русской Православной Церкви!

В светоносный день Пасхи Христовой, именуемой праздником всех праздников и торжеством всех торжеств, обращаюсь к вам, дорогие мои братья и сестры, с этим вечным и трепетно-ликующим приветствием:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Воистину ныне, как воспевает торжественно Святая Церковь, «небо и земля радуется», ибо «смерти празднуем умершвление, адово разрушение, иного жития вечного начало» (канон Пасхи). Этими и другими дивными и вечными словами раскрывается внимательному слушателю в храме Божием суть события Воскресения Христа, ­ Бога, «Жизнодателя, Победителя и Свободителя!»

«Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» Так передается нам краткое содержание великого праздника в пасхальном тропаре. Однако содержание его касается не только судьбы человека, обретшего Воскресением Христа подлинную свободу от диавольского порабощения во аде, но и судьбы всей Вселенной, всего необъятного для нас Космоса, в котором Земля, как планета — всего лишь пылинка, предоставленная нам для нашего временного пребывания на ней. В чем же заключается смысл нашего пребывания в этой временной жизни? Каждый православный христианин знает, что смыслом жизни его является Спасение вечное нашей безсмертной вечной души. Спасение, немыслимое без помощи Христа, воплотившегося как человек, искупившего наши бесчисленные грехи распятием Своим за нас на Кресте, и тем примирившим с Творцом и Богом.

Искренне верующему во Христа Спасителя и стремящемуся спастись от зла в этом временном мире, праздник Воскресения Христова подает неизреченную словами великую Радость. Преподобный Серафим Саровский, осиянный этой неизреченной радостью постоянного общения с Богом через молитву и подвиги в борьбе с диаволом, эту величайшую радость своего духовного состояния передавал для всех окружающих словами: «Христос Воскресе, радость моя!» По словам преподобного Иоанна Кронштадтского, всякий достойно принимающий Святые Тайны за Божественной Литургией, соделовается «ангелом во плоти и небожителем, усыновленным через искупительные страдания Христа Отцу нашему Небесному!» Достойно принять св. Тайны Христовы — значит добровольно соединиться с Господом в грядущем совоскресении с Ним для жизни вечной. Велик Господь, но велик и созданный Им человек: будем помнить, что весь материальный мир не стоит одной души человека!

Пасха по-­русски значит «переход». Если в Ветхозаветной Пасхе переход из плена Египетского обозначал избавление от рабства физического, как только прообраз нынешней Пасхи, то Пасха Христова Новозаветная, сегодняшняя, есть истинная, завершительная Пасха, отверзающая нам и всем верующим в Мессию и Христа врата Рая, свободного от греха и губителя рода человеческого — диавола.

Тема Пасхи Ветхозаветной и Пасхи Новозаветной освещена Самим Господом нашим Иисусом Христом в Св. Евангелии при описании важнейшего евангельского события — Тайной Вечери. Обратим здесь особое внимание на сокровенные слова Спасителя, сказанные при установлении Им важнейшего Таинства св. Евхаристии. «И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря, Сие есть Тело Мое, которое за вас предается», и в отношении Чаши, говоря «сия Чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22,19,20). Понятно, что здесь Господь предает Себя грядущим страданиям за род человеческий, дабы мы, прибывая в святой Церкви Его, были искуплены, достойно принимая Святые Тайны Христовы, как преемники той же Вечери — Воскресшего! Свидетели и участники Тайной Вечери еще не смогли воспринять сокровенный смысл святой Евхаристии, и только после Воскресения их Учителя и Господа всё им открылось. Только тогда они вспомнили, как на Тайной Вечери Христос сказал: «Очень желал Я есть с вами сию Пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ея, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк. 22,15­16). И она — совершилась, и мы Ею — спасены.

Врата Рая для веровавших в Мессию — Христа до Его пришествия на землю и верующим в Него после пришествия — открылись. Последнее, при кончине Господа на Кресте, засвидетельствовано видимым знаком: «и завеса в Храме раздралась посредине» (Лк. 23, 45). Путь спасения открыт с того момента для всех истинно верующих во Христа как в Его Святой Ветхозаветной, так и в Его Святой Новозаветной Церкви, навсегда — единой, навсегда — Православной.

Св. Евангелие ясно свидетельствует нам о Сошествии Христа Спасителя во ад после Его Воскресения из мертвых, чтобы изъять оттуда всех ветхозаветных праведников. Следовательно, Христос пришел в мир и для ветхозаветных, ожидавших Его пришествие, и для новозаветных в Его единой и Святой изначально православной Церкви. Об этом нам свидетельствует все содержание Библии, постоянным напоминанием нам через псалмы и молитвы, употребляемые в наших церковных богослужениях. Весь закон и вся полнота, необходимая нам для нашего спасения — в наших храмах! «Небом на земле» называет св. Иоанн Кронштадтский православные храмы Божии, и «чем дольше — говорит он, ­ — продлится истинная вера на земле — тем большее количество людей спасется для Царства Небесного и пребывания там со Христом во веки».

Человек, удалённый от Бога и пренебрегающий храмом Божиим, наиболее уязвим от влияния на него демонических сил, ввергающих душу его во многие жизненные сложные проблемы. Когда храмов недостаточно, то это влияние действует еще интенсивнее и на индивидуума, и на всё общество. Развращаемый диаволом мир с особой силой диктует обществу свои, якобы «новые законы», совершенно несовместимые не только с законом Божиим, но и со здравым смыслом любого разумного человека. Это происходит тогда, когда истинные духовные христианские ценности подменяются ложными, что, естественно, порождает дискомфорт в индивидууме и коллапс в обществе, и это закономерно: где взрыв — там пустота. Результат — самый плачевный, потому что в этой ситуации человек уподобляется своему патрону и повелителю князя бесовского, который творческим потенциалом просто не обладает, ибо это ему Богом не дано, и только кроме побуждения учёных к созданию, например, бездушных роботов, он ни на что не способен. Для пребывающего же с Богом, процесс творческий не только не умаляется, но постоянно набирает силу, и это творческое постоянство — вечно, как сам Творец и Бог, и Его создание — вечный же человек, по образу и по подобию Божию созданный. Здесь могу точно сказать: убежденному атеисту я никогда не завидовал, потому что этот путь жизни — в бесконечную удалённость от Бога — во тьму, а не наоборот.

В этом году наша Русь празднует 1025­-летие своего Крещения, давшего России статус государственности и поставившего её в один ряд с великими державами на мировой арене. И кто, как не вера Православная наша и Воскресший Христос Спаситель, много и премного раз спасали наше Отечество и народ наш от многих потрясений и бедствий, выпавших по нашим грехам на нашу долю, и как бы не было трудно — сила Русского духа, молитвами святых угодников наших и защитников, их молитвами укрепляемых, всегда обеспечивала победу над врагами. По этому поводу вспоминаются слова великие и святые, переданные нам как завещание из глубины ушедших веков: Русь святая! Храни веру Православную, в ней же тебе ­ утверждение!

Не потому ли мы сейчас так разобщены и даже озлоблены, что многие потеряли веру нашу — тот драгоценный бисер, на котором зиждется понимание вещей духовных и счастье наше народное, верой и любовью друг к другу объединённое? Наверное, есть в этом доля правды. Но именно Св. Пасха да объединит нас, да даст нам силы и возможность наиболее ощутимо возвыситься над самими собой и понять свое невежество в осуждении, к примеру, даже священников своих. И хотел бы спросить осуждающих: воспитал ли кто либо из них своего сына священника или девицу, вступившую в монастырь? Навряд ли кто ответит утвердительно. И сами мы понимаем, как сложно воспитывать сегодня детей в духовных ценностях, и когда видишь священника и замечаешь в нём какие-­либо недостатки, следовало бы не ругаться на него, гневя Бога и писать всякие обвинения, чаще всего со слов других, а помолиться с любовью за него и понять, как ему непросто угодить всем. Когда вразумимся и будем любить священников, то Господь и нам простит многие наши согрешения, а в особенности, порой, и в безответственном воспитании собственных детей. Нужно понять, что священников в наше время недостаточно, и не всегда они достаточно корректны и обходительны, но да простит их Господь. Это, однако, не значит, что духовное начальство пройдёт мимо нарушений, требующих особого внимания.

Пасха есть тот истинный вечный мир, за которым стоит сам Воскресший Христос и призывает нас на свою пасхальную трапезу Жизни Вечной в Его Царстве Правды Божией, которому никогда не будет конца, как и нашей безсмертной и вечной душе.

Еще и еще раз поздравляю вас, дорогие мои соотечественники, с великим светлым праздником Пасхи Христовой, и искренне желаю вам той Пасхальной Радости, которая да сопутствует вам, приносящим друг другу троекратное Пасхальное целование и эти святые слова:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ

ВОИСТИННУ ВОСКРЕСЕ !

АМИНЬ

С любовью во Христе Воскресшем —


Архиепископ
Орловский и Ливенский
АНТОНИЙ

Пасха Христова
2013 г.
г. Орел