Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=347275

Сайт Нижегородской митрополии. Tекст Алексея Еремина и Светланы Маховой.

6 июля, в день особого почитания Владимирской иконы Божией Матери, епископ Выксунский и Павловский Варнава посетил с архипастырским визитом Вознесенский район, где в селе Криуша в храме в честь этой иконы возглавил Божественную литургию. Богослужение состоялось в день престольного праздника храма. Его Преосвященству сослужили секретарь Выксунской епархии протоиерей Иоанн Ляпин, благочинный Вознесенского округа иерей Вадим Курносов, настоятель храма иерей Иоанн Федотов и другие клирики благочиния.

На богослужении вместе с многочисленными прихожанами молились глава местного самоуправления Вознесенского района Виктор Горин, глава администрации района Владимир Шмаков и глава криушинской сельской администрации Василий Золотов.

По окончании богослужения к правящему архиерею обратился благочинный округа со словами благодарности за визит на богохранимую вознесенскую землю. «Здесь о Вас молятся, здесь Вас любят как истинного пастыря и отца милостивого. Господь да укрепит Вас на многая и благая лета», – сказал отец Вадим. В память об этом он преподнес главе епархии дикирий и трикирий.

В своей проповеди архипастырь рассказал об отмечаемом в этот день празднике, особенно обратив внимание присутствующих на то, что для христианина крайне важно избегать осуждения:

«Сегодня действительно великий праздник для всей Руси, потому что сегодня мы особо чтим Матерь Божию, которая делала бесчисленные Свои милости над народом российским через Свою икону, именуемую Владимирской.

По преданию она написана евангелистом Лукой, появилась в России в 12 веке. Сейчас эта икона находится в храме Николая Чудотворца в Толмачах. Это уникальный храм, который пристроен к Третьяковской галерее. И каждый, желающий попросить у Матери Божией вспомоществования в многочисленных своих скорбях, бедах и нуждах, может прикоснуться к этой иконе, приложиться к ней.

Сегодня мы празднуем память того, как в 15-м веке Матерь Божия явила свою великую милость для русского народа. В 1480 году Она остановила войско татар-захватчиков у реки Угры под Калугой, в двухстах километрах от Москвы. С тех пор эту реку называют поясом Пресвятой Богородицы. Во время великого стояния на Угре весь русский народ – от князя и до последнего посадского человека – все припали на колени перед Матерью Божией в молитве о заступлении. И неожиданно войско хана ушло.

Историки до сих пор не могут понять, почему это произошло. Что явилось причиной такого исхода – разногласия внутри самого войска или какие-то политические вопросы, а может быть что-то ещё. Мы же, верующие люди, знаем, что это великая милость Матери Божией, которая сохранила не только град Москву, но и всю Святую Русь.

Но также мы должны понимать, что причиной нападения внешнего врага, конечно же, является наше порабощение врагу внутреннему. Потому что «наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6,12). Вот против кого мы должны вести постоянную непрестанную войну. И каждый христианин, независимо от своего пола и возраста, является воином Христовым. Как говорил Паисий Афонский, дьявол конечно очень сильный, но, в то же время, он очень гнилой. Поэтому с одной стороны он может сразить исполина, а с другой стороны – может быть повержен младенцем. Потому что враг нашего спасения очень гордый, но мы можем победить его через наше смирение.

В сегодняшнем Евангельском чтении звучали слова Господа Нашего из Нагорной проповеди: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены» (Лк. 6, 36-37). Осуждение – это производная гордости, нашего превозношения и тщеславия. А ведь все мы очень гордые, все мы постоянно осуждаем. Даже ведя повседневные праздные разговоры и затевая, казалось бы, безобидные рассуждения, в конце концов мы все равно начинаем кого-нибудь осуждать. Даже самое грубое ухо сможет различить в наших словах превозношение над человеком и злорадство.

Есть прекрасные святоотеческие слова, что можно спастись только через одну добродетель – никого не осуждать. И мы знаем многие житийные примеры. В одном монастыре жил инок, которого все осуждали, ибо он казался нерадивым, ленивым, не соблюдал устав. Но когда он умирал, то получил от Бога извещение о своем спасении. И вся братия была очень удивлена. А он ответил им на всеобщее недоумение, что живя в монастыре, он ни разу никого не осудил, и поэтому Господь его помиловал.

Также святые отцы говорят, что и хвалить кого-то часто бывает неправильно, ведь чужая душа – потемки, и то, что открыто Богу, зачастую недоступно для нас. Поэтому часто внешне доброе нравственное поведение человека еще не говорит о его внутреннем правильном духовном устроении. И его правильное поведение может зиждиться на страхе нарушить закон или на том, что о нем будут плохо говорить и думать другие люди. Поэтому зачастую такое поведение может оказаться лицемерным.

Так какой же человек может спастись? Кто может достигнуть чистоты сердечной и единения с Богом?

Только тот человек, который смирит себя, тот, кто сможет, не оправдываясь, беспрестанно укорять себя в своих грехах, осознавая свою немощь и не осуждая других людей. Потому что если человеку хочется в чем-то осудить другого, значит сам он в себе эту страсть не победил.

Поэтому будем смирять себя, будем укорять свое немощное произволение к добру, будем просить у Бога прощения, будем стараться смиряться. Потому что в Царстве Божием нет ни одного праведника, в том смысле, что нет там людей, которые считали бы себя праведными. Там есть только смиренные.

Так что дай Бог нам никогда никого не осуждать и просить об этом у Матери Божией, которая Сама кротка, смиренна и послушлива Богу. И Она всех нас любит, и усердно молится за нас у престола Божия. Она всегда где-то здесь, на земле, всегда кому-то помогает. Она здесь, Она с нами.

Так будем просить Её помощи, и Она не оставит нас Своими молитвами».


При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.