Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

проповедь предстоятеля русской церкви после божественной литургии в успенском соборе московского кремля

28.08.2010 18:48

источники: пресс-служба патриарха московского и всея руси / седмица.ru


28 августа, в праздник успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы марии, святейший патриарх московский и всея руси кирилл совершил божественную литургию в успенском патриаршем соборе кремля. по совершении литургии святейший владыка возглавил крестный ход вокруг успенского собора, а затем обратился к собравшимся с первосвятительским словом.

***

ваши высокопреосвященства и преосвященства! дорогие отцы, братья и сестры!

всех вас сердечно поздравляю с великим праздником успения пресвятой богородицы. это день славы божией матери, которая прожила по человеческим понятиям очень скромную и незаметную жизнь. у нее не было сколь-нибудь известного положения в обществе, не было богатства, не было красивого дома, не было красивых одежд - не было ничего, что составляет атрибуты светской счастливой жизни.

на ее долю выпало множество страданий. наверное, каждая мать знает, что значит страдать за своего ребенка, но редко какой матери дано видеть страдания и смерть своего сына. оружие прошло сквозь сердце богоматери, страдания ни с чем не сравнимые - их можно сравнить только с самим распятием на кресте, потому что боль внутренняя, душевная была не меньше, чем боль физическая.

в жизни царицы небесной не было никакой земной славы, и единственная слава пришла к ней в этот день, который мы торжественно прославляем как день ее успения. она явилась в этот день как избранный богом сосуд, который во славе завершил свой жизненный подвиг и явил всему миру отображение божественной славы.

в священном писании мы не находим известий о жизни богоматери после вознесения господа. но ее жизнь хорошо известна, потому что уже в первом и особенно во втором веке такими известными церковными писателями, как игнатий антиохийский и мелитон сардийский, было поведано о земной жизни богоматери и о ее преславном успении. а в iv веке святитель епифаний кипрский обобщил устное предание о жизни богородицы, которое сохранилось в древней церкви; и вслед за епифанием уже многие святые отцы и просвещенные церковные писатели рассказывали о жизни богоматери после вознесения и особенно о дне ее преславного успения.

из всех богородичных этот праздник совершенно особый, потому что через воспоминаемое сегодня событие бог подвел некий итог жизни своего избранного сосуда - пресвятой девы марии, и отметил человеческой и божественной славой ее кончину, которая стала преставлением от земли на небо и души, и тела пресвятой богородицы.

царица небесная была, как мать, близка спасителю по своему физическому естеству. но мы знаем, что родство людей никак не гарантирует подлинной близости по мысли, по духу. но божия матерь была не только близка спасителю как его мать, давшая ему физическую жизнь, но она была близка сыну своему и духовно. сегодня мы бы сказали, что это были единомышленники, которые жили одной жизнью, одним пониманием того великого служения, которое ее сын принес людям как совершенный человек и сын божий.

в чем же основа этой близости богоматери к ее сыну? в чем основа этого духовного родства? в том, о чем сегодня апостол павел говорил нам словами своего послания к филиппийцам: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во христе иисусе» (флп. 2, 5). в божией матери были те же чувствования, та же внутренняя система ценностей, тот же взгляд на жизнь, то же совершение добрых дел.

каждый из нас призван к тому, чтобы быть ближним богу, каждый из нас призван к тому, чтобы иметь духовное родство с сыном божиим. мы не имеем возможности иметь с ним прямое физическое родство - хотя по крови весь род человеческий соединен и в каком-то самом широком смысле слова мы все родственники спасителю, как мы все родственники друг другу. но очень важно иметь духовное родство с господом, иметь в себе те же чувствования, что и во христе иисусе.

а отчего у божией матери было такое душевное и духовное расположение? конечно, от воспитания. она была воспитана при храме, у нее были благочестивые родители, у нее были замечательные духовные воспитатели, хотя мы и не знаем их имен.

воспитание является очень важным, решающим фактором в формировании человеческой жизни. те же чувствования, что и во христе иисусе, не посетят нас, если мы не работаем над самими собой. замечательно, когда эта работа начинается с детства: когда старшие воспитывают своих детей, своих внуков, когда затем эстафету подхватывают церковь, церковно-приходские воскресные школы, а также государственные учебные заведения; когда ребенок, младенец, отрок, юноша воспитывается в единой системе ценностей - вот тогда у человека и могут сформироваться те же чувствования, что и во христе иисусе.

но кроме воспитания, божия матерь имела еще нечто, что отобразило в ней эту внутреннюю жизнь ее сына: она была рядом с ним, она его видела, она его слышала, она от него училась. нам с вами не дано физически видеть и слышать господа, но мы имеем возможность слышать его голос, запечатленный священным писанием, мы имеем возможность быть близкими к нему через молитву. в молитве человек так сближается с богом, что говорить о границах уже невозможно. чем сильнее молитва, тем прочнее связь, тем сильнее сила божественная, которая в ответ на молитву даруется человеку. через молитву мы входим в это таинственное, но реальное общение с богом.

у нас есть те же возможности, что и у божией матери, быть близко к богу, предстоять ему, слышать его голос, учиться от него, подражать ему, жить по его закону, дабы в нас были те же чувствования, что и во христе иисусе.

Яндекс.Метрика