Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

чудо в спасо-преображенском соборе г. шадринска
24.10.2010 10:56

 

  • нерукотворный образ христа спасителя в шадринском спасо-преображенском соборе, написанный местным художником-иконописцем андреем жуковым в 1997 году 

28 ноября 2007 г. — в православном храме спасо-преображенского собора, где настоятель священник владимир (карелин), произошло чудо... трудники-служители николай и александр делали уборку того места, где над дверями при входе, наверху, над крыльцом, помещается так называемый надвратный нерукотворный образ спасителя — иисуса христа.

они сняли икону и занесли ее в храм, чтобы протереть от пыли. когда сняли стекло, прикрывавшее лицевую часть иконы, то увидели, что на стекле изнутри отпечатался лик спасителя — иисуса христа точно такой же, как на этой иконе, очень четкий, очень ясный, но выполненный, как бы вышивкой белыми тонкими нитями. очень интересное и достаточно необычное явление. решили это стекло с отпечатком оставить в храме, а саму икону покрыть новым стеклом и установить на прежнее место. написал икону местный художник андрей жуков. так же он расписал весь иконостас в соборе, так что эта икона — «новодел».

чудеса от святых икон поистине стали в россии конца xx века одной из главных примет сокровенной жизни православной церкви. это не только чудесное исцеление и помощь попавшему в беду. необычайно часто, по сравнению с прежними временами, происходят чудесное мироточение и кровоточение икон, а так же их «удвоение»: необъяснимым образом возникает как бы фотографический негатив иконы на стекле киота. одно из таких чудес свершилось в 2000 году в преображенском храме подмосковного села вельяминово домодедовского района, на 67-м километре старокаширского шоссе. на стекле киота отобразилась храмовая казанская икона божьей матери. одна прихожанка высказала непреодолимое желание пожертвовать на украшение этой иконы золотую цепочку с кулоном.

когда в связи с этим вынули стекло иконы — то увиденное повергло всех в глубочайшее изумление: на стекле киота во всех деталях отобразилась икона! в храм была приглашена комиссия ученых-физиков из москвы, изучающих подобные явления. они рассказали, что во всей истории православной церкви известно всего только около десяти подобных случаев (в отличие от мироточащих икон, число которых достигает нескольких тысяч).

«удвоение» икон — это наиредчайшее явление. несколько таких отображений почитается и в наше время, в разных странах. очень четкое изображение в вельяминово, но наше шадринское отображение еще четче. а вот другая история удвоения иконы. история чудотворного образа «призри на смирение». впервые икона божией матери «призри на смирение» явилась в 1420 году на каменском озере, на псковщине. можно предположить, что это событие произошло в утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия, «мирового поветрия» (голода), которое разразилось тогда над псковской землей.

в псковской летописи встречается упоминание об этом образе: «в лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знамение от иконы святыя богородицы, на камене озере, у василя у двора: шла кровь из правого ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли от иконы в убрус, как в псков проводили икону пречистый, месяца сентября в 16, на память святыя великомученицы евфимии».

икона была перевезена в псков и хранилась в соборном троицком храме. в память этого перенесения, празднование в честь иконы было установлено 16/29 сентября. древний образ «призри на смирение» не дошел до наших дней. в xix веке уже не встречается упоминаний о древней иконе, находившейся в троицком соборе и, возможно, погибшей во время одного из стихийных бедствий. списков иконы «призри на смирение» известно немного. один из них конца xvii века находится и поныне в киевском фроловском вознесенском женском монастыре. второй — икона божией матери «призри на смирение» — украшает в настоящее время главный храм в киевском свято-введенском мужском монастыре.

чудесное отображение на стекле

икона «призри на смирение» (xix век), прославившаяся чудесным явлением — нерукотворным отпечатком на стекле — была принесена в дар введенскому храму осенью 1992 года схимонахиней феодорой. монашеская жизнь в этой обители только начиналась. изготовили специальный киот, и икона была установлена в храме, слева от иконостаса. образ привлекал к себе внимание верующих своей необычайной красотой, и они часами могли молитвенно простаивать перед ним. благодаря этой иконе и сам введенский храм стал известен в городе.

летом 1993 года настоятель введенской общины, игумен дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя. однако, 1 августа, в день памяти прп.серафима саровского, когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты богоматери и младенца.

в результате исследований киевских ученых установлено, что светло-серого цвета отпечаток на стекле органического происхождения и является нерукотворным отражением богоматери и младенца, который на темном фоне выглядит негативом, а на белом — позитивом. это событие было запечатлено в видеофильме режиссера а.лесовского «киевское чудо». стекло с отображением было установлено в киоте рядом с иконой.

от самой иконы и от нерукотворного ее отпечатка на стекле стали происходить исцеления. 22 ноября 1995 года священный синод украинской православной церкви московского патриархата постановил считать киевскую икону божией матери «призри на смирение» чудотворной, с празднованием в её честь 16/29 сентября. каждый год 19 июля/ 1 августа в свято-введенском мужском монастыре торжественно отмечается и день явления чуда — нерукотворного отпечатка на стекле.

одним из первых подтверждений чудотворности образа был случай исцеления молодой женщины, заболевшей гепатитом (желтухой) в то время, когда она готовилась стать матерью. врачи, проводившие наблюдения за больной, требовали немедленно прекратить беременность, считая что болезнь губительно скажется на здоровье младенца. но молодая женщина, будучи верующим человеком, побоялась взять на себя грех убийства во чреве собственного ребёнка. три дня она молилась перед образом богородицы, прося о помощи. вскоре были сделаны повторные анализы, которые показали внезапное приостановление болезни. родившаяся девочка была совершенно здорова. весть о благодатной помощи царицы небесной быстро распространилась по всей стране, и отовсюду стали стекаться паломники. почтить православную святыню приходят гости из-за рубежа, католики и протестанты.

известен случай, когда мальчик, получивший 60 процентов ожога тела, был исцелён елеем от чудотворной иконы.

за последние несколько лет чудотворный образ «призри на смирение» побывал во многих местах украины. в запорожье образ пронесли по всем храмам города и многим церквям области. эти путешествия сопровождались чудесами от иконы. так, получила исцеление женщина, страдавшая во время беременности токсикозом. затем, в вольнянске, исцелилась слепая женщина, которую в церковь обычно водила внучка. приложившись к иконе, она повернулась к людям со словами: «люди, я теперь вас всех вижу!».

да, богата русская земля свидетельствами благодати божией, происходящими от чудотворных образов. известны и уже стали привычными тысячи случаев мироточения икон и исцеления от них от различных недугов, по молитвам страждущих.

теперь запечатленное на стекле шадринское изображение могут видеть собственными глазами и все те, кто посещает храм. узнав об этом, на рождество 7 января 2008 года в собор приехало множество людей из тюмени, челябинска, екатеринбурга и других городов... ну почему на наш бедный, ещё до конца не отреставрированный и не отремонтированный храм снизошла божья благодать? наверное, для укрепления нашей веры. и мы должны свидетельствовать об этом чуде. отображение на стекле киота остается четким и ясным. поучительно наблюдать за людьми, которые приходят в храм и видят этот чудесный образ. самое сильное впечатление он производит на молодежь. у молодого человека душа открыта для восприятия всего доброго и вечного — так же как, к сожалению, для восприятия дурного и нечистого.

молодые ведь не думают о том, что когда-то умрут, они твердо убеждены, что впереди их ожидают одни удовольствия. но вот молодой человек приходит в храм и, потрясенный, замирает перед чудотворным нерукотворным образом христа, непостижимым образом, неизвестно когда, проявленным на иконе. и вдруг начинает ясно понимать, что есть высший разум, высший судия — бог!

что есть, оказывается, божественный закон, который мы все должны соблюдать, — и только тогда, только тогда действительно счастливы будем. а если будем его нарушать и отходить от бога, то беда не минует.

когда о чудесном знамении рассказывает священник или богослов, это воспринимается сейчас, как нечто уже довольно привычное и относящееся скорее к области веры, далекой от нашей повседневной жизни и от научного познания мира. но в работе, созданной по благословлению святейшего патриарха, комиссии по описанию чудесных явлений, происходящих в русской православной церкви, главная роль принадлежит ученым. председатель комиссии — физик александр викторович московский и его заместитель — геолог павел васильевич флоренский. так что же такое чудо? если это «результат вмешательства внеприродной разумной силы в естественный ход вещей», то представление о чуде выходит за пределы компетенции науки. и это, конечно, верно, но лишь отчасти. ведь именно ученые способны найти объективно достоверные аргументы в пользу того, что данное событие можно рассматривать как чудесное.

верно и другое: если посмотреть правде в глаза, то все происходящее на земле — чудо. чудесны и возникновение человечества, и формирование каждой конкретной личности, и развитие солнечной системы. конечно, можно сказать, что для церкви чудо — это нечто обычное.

чаще всего «обновляются» либо мироточат иконы, или происходит исцеление у икон. есть и чудо, которое совершается ежегодно, на протяжении более полутора тысяч лет, на глазах у тысяч паломников; с 2000 года это ежегодно транслируют по телевидению по всему миру. это чудо обретения благодатного огня в иерусалимском храме гроба господня, в страстную субботу накануне православной пасхи. но ведь и это чудо происходит, когда наличествуют определенные объективные условия: после долгой молитвы, при строгом соблюдении ритуала.

священный огонь принимает иерусалимский патриарх; обязательно должны присутствовать и святые старцы-пустынники. своя роль есть и у местных мальчишек (православных арабов), которые ворвавшись в храм с бубном, песнями и пляской, славят христа. со стороны это выглядит почти святотатством, но без них огонь не появляется! если же выполнено все, что положено по ритуалу, то вдруг внутри храма начинают сверкать молнии, все помещение само собой освещается, а на плите, которая закрывает гроб господень, начинают перекатываться огненные шарики. от них-то патриарх и зажигает первую свечу. иногда свечи сами вспыхивают в руках сразу у всех паломников, загораясь от молний. в первые минуты священный огонь не обжигает, и все люди в храме как бы омывают им свое лицо.

допустим, храм гроба господня — особое место, каких на нашей планете очень мало. но вот что важно: начиная с девяностых годов xx века сообщения о чудесных знамениях в россии становятся все более частыми: в храмах, монастырях и даже в домах простых людей мироточат и светлеют, сами по себе обновляются иконы, нередки случаи их чудесного обретения, а в нашем шадринском храме и вовсе наиредчайшее появление «удвоения» иконы, то есть перенесение образа на стекло киота. поистине происходит нечто небывалое в истории россии, а может быть, и во всей двухтысячелетней истории церкви: особая божия милость явлена именно в наши дни.

и, наконец, важнейшая особенность многих современных знамений — это их интенсивность. люди молятся не иконам, а богу, стоя перед иконами. святейший патриарх алексий ii неоднократно выражал свой взгляд на современные чудесные знамения, как на проявление милости божией. несомненно, в них звучит и божий призыв, обращенный ко всему народу, напоминание о нашем долге приумножать «талант веры православной».

поэтому обязанность церковных людей — собирать надежные свидетельства о совершающихся знамениях, хранить их, чтобы о них узнали не только наши современники, но и будущие поколения. если бог дает нам свои знамения, то надо сохранить память о них. поэтому в марте 1999 года приступила к работе комиссия по описанию чудесных явлений, происходящих в русской православной церкви. в ее задачи входит систематический сбор сведений о чудесных знамениях, документированное их описание, создание архива. главный смысл этой работы — богословский. с религиозной точки зрения, бытие не исчерпывается миром дольним; чудо есть явное вмешательство разумных внеприродных сил в закономерный ход вещей, и бесполезно искать какое-то «научное объяснение», причину чудесных знамений: ее попросту нет в этом мире. размышляя о чудесах, гораздо важнее попытаться понять, не как, а зачем они происходят, каков их духовный смысл. какова цель вмешательства горнего мира в «естественный» ход вещей? и пусть по-настоящему обсуждать этот, самый главный вопрос может только просвещенный богослов, но задуматься об этом стоит каждому. знамения посылаются всем, а не только верующим.

9 декабря 1992 года в московском храме святителя митрофана воронежского на вечерней службе, на празднике в честь иконы божьей матери «знамение» она на глазах более двух сотен прихожан обновилась: пожелтевшая и замутненная поверхность посветлела, краски стали сочными и яркими. с иконы струйками стекало миро.

мироточащие иконы, на которых «из ничего» образуется священное миро, нарушают научное представление о мироздании.

ведь что происходит при этом? «из ничего» образуется материя — миро, слезы, капли крови на иконах или чрезвычайно редкое, так называемое «удвоение» икон. для ученого это — потрясающее открытие! а с позиции современной науки, такое может происходить только путем превращения энергии в вещество (процесс, обратный тому, в ходе которого на атомной электростанции вещество превращается в энергию). надо только помнить: не все знание в мире получено научным путем. иногда избранным дается откровение, и они научают других. есть знание, про которое мы вообще не можем сказать, откуда оно. мы просто знаем, что это так.

когда музей древнерусского искусства имени андрея рублева возвращал церкви чудотворную икону богоматери, изображение вдруг «ожило», взгляд стал живым, а по залу разнеслось ни с чем не сравнимое благоухание. тот, кто имеет дело с иконами (не обязательно в храме, но и в музее), знает, что действительно порой исходит от некоторых икон такой аромат, который не имеет ничего общего с запахом ладана или церковного масла. можно ли это анализировать? смысл научного исследования чудес так же очень важен. чудеса объективно существуют — а значит, мир наш устроен совсем не так, как говорят ученые-позитивисты.

получается, что научная картина мира не полна, не полностью отвечает на самые важные для всякого человека вопросы. на это ясно указал архиепископ мефодий (герасимов): знамения и чудеса для духовного мира человека и для жизни церкви имеют такое же значение, как и величайшие события во «внешней» жизни народов. значит, они должны быть добросовестно исследованы,, и сведения о них должны сохраняться так же бережно, как церковные л исторические реликвии, как летописи.

мир и церковь сейчас переживают особый, критический период истории; множественность, интенсивность и повсеместность чудесных явлений — важнейшая его особенность. понимая это, можно ли делать вид, что ничего не происходит? в нашем николаевском храме часто мироточат и благоухают иконы, сами зажигаются свечи, в спасо-преображенском соборе вообще произошло наиредчайшее чудо даже за всю историю православия в мире — «удвоилась» икона иисуса христа. икона, согласно церковному преданию — это «окно» в мир горний, в «мир надмирный». а многие ли хоть что-то знают о киевских событиях 1923 года, когда на протяжении нескольких дней на глазах у десятков тысяч горожан обновлялись сами по себе иконы и церковные купола храма, когда сами по себе колокола этой церкви звонили много дней без участия звонарей.

я тоже, когда узнала, что произошло, пошла в спасо-преображенский собор. чудесное изображение иисуса христа скромно стояло в уголке на досочке. оторвать взгляд от чуда невозможно. тихонько подходят люди, ставят свечи перед изображением, молятся, долго стоят. конечно, об этом чуде узнают скоро все. недаром говорили святые старцы: «каждая церковь — это свой иерусалим». это знак особой милости божией. к этой обители здесь идет спасительная энергия, христос живёт нашими ощущениями, нашей болью и говорит нам всем:

«я — свет, а вы не видите меня.
я — путь, а вы не следуете за мной.
я — истина, а вы не верите мне.
я — жизнь, а вы не ищете меня.
я — учитель, а вы не слушаете меня.
я — господь, а вы не повинуетесь мне.
я — бог, а вы не молитесь мне.
я — ваш друг, а вы не любите меня.
если вы несчастны, то не вините меня».

чудеса, являемые милостию божией нам, грешным людям, свидетельствуют о неизреченной любви и милосердии бога к роду человеческому. падший человеческий ум не способен самостоятельно вырваться из греховного круговорота повседневной жизни. мы настолько обременены заботами, обязанностями, развлечениями, что порой забываем о своем спасении, о конечной цели человеческой жизни. поэтому, особенно во времена тяжкие и смутные, нередко нужны знамения и чудеса от бога, чтобы человек пришел к покаянию, восплакал о грехах своих и начал созидать свое спасение.
чудеса эти бывают разные, по-разному даются они от бога: одному — за чистое и смиренное житие, за непрестанное памятование о боге и трезвенный разум, другому — отчаявшемуся грешнику, погрязшему в пороках и непотребствах. по-разному они и воспринимаются. одни принимают явное чудо с чувством глубокого благоговения и начинают с этого момента изменять всю свою жизнь, непрестанно благодаря бога за его неизреченную милость и любовь.

другие, ужаснувшись явного знамения грозной десницы божией, обретают тот спасительный страх, который изменяет весь состав человека и ведет его по пути покаяния к исправлению и совершенствованию. невозможно перечислить разные чудеса и знамения, которыми господь спасал грешников и подавал надежду вечных благ праведникам. в любом случае промысел божий ведёт всех ко спасению, отсюда и значение чудес — дать человеку почувствовать, что он не одинок в этой земной юдоли, что, несмотря на все тяготы и мерзости окружающей действительности, отец небесный видит его постоянно, промышляет о нем и ведёт его ко спасению.

удвоенная икона спасителя, отобразившаяся на стекле и прислоненная к белой стене, выглядит как позитив.та же икона, прислоненная к бордовому полотну, как негатив. на удвоении видно, что оно немного другое: сильно вытянуто по вертикали и является большим по объему, чем подлинник.
 

нина криницына.