Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

председатель овцс совершил божественную литургию в свято-пантелеимоновом монастыре на афоне

24 октября 2010 г. 20:35

23-24 октября 2010 года митрополит волоколамский иларион совершил богослужения в русском на афоне свято-пантелеимоновом монастыре.

23 октября, в субботу, накануне дня памяти святых отцов vii вселенского собора, председатель овцс в сослуженни архиепископов тернопольского и кременецкого сергия, председателя синодальной комиссии по делам монастырей сергиево-посадского феогноста, ректора киевских духовных академии и семинарии бориспольского антония, епископа брянского и севского феофилакта, духовенства пантелеимонова монастыря совершил всенощное бдение в покровском храме русского на афоне свято-пантелеимонова монастыря.

24 октября, в день праздника, в сослужении тех же архиереев, настоятеля обители архимандирита иеремии, сотрудников овцс в священном сане митрополит иларион совершил божественную литургию.

после литургии митрополит иларион возглавил чин о панагии, по окончании которого он и члены паломнической группы русской православной церкви поклонились честной главе святого великомученика пантелеимона.

за братской трапезой председатель овцс обратился к насельникам обители и паломникам с архипастырским словом:

«ваши высокопреосвященства, преосвященства! ваши высокопреподобия! отец макарий, дорогие братья! хотел бы от имени всех архиереев, которые сегодня совершили божественную литургию поблагодарить отца игумена за оказанное гостеприимство, за возможность совершить молитву в этом святом месте.

сегодня за божественной литургией мы слышали притчу о богаче и лазаре (см. лк. 16:19-31). обычно мы воспринимаем эту притчу как напоминание о том, что богатые люди в этом мире должны делиться своими материальными богатствами с бедными людьми. это действительно так, но есть еще те люди, которым господь вверил духовное богатство и которые должны этим духовным богатством делиться с теми, кто им не обладает. монастырь — это сокровищница духовных богатств. здесь есть все, необходимое для спасения не только тех, кто проживает в монастыре, но и окружающего мира. через богослужения православной церкви монахи ежедневно помногу часов в день приобщаются к тому духовному опыту, который восходит к самому христу и апостолам. каждый день богослужения мы переживаем те или иные события священной истории ветхого и нового заветов и события истории церкви, а также памяти святых, которые своей жизнью научают нас тому, как мы должны жить и подвизаться в нашей монашеской жизни.

каждый день в монастыре совершается божественная литургия и те, кто желают, кто подготовились, приглашаются самим господом принять участие в божественной трапезе и соединиться с богом не только духовно, но и телесно. каждый день братия монастыря, общаясь между собой, имеют возможность проявлять по отношению друг к другу любовь и исполнять те заповеди, которые наибольшие в законе.

каждый день через келейное правило монах приобщается к богу в молитве — если он заботится не только о вычитывании правила, но и о том, чтобы его сердце и ум прилеплялись к богу. каждый день монах может и должен поучаться в законе господнем. читать священное писание, читать книги святых отцов, аскетических писателей древней церкви для того, чтобы через их писания научаться тому, что есть духовная жизнь и как на нее настроиться, по слову святителя феофана затворника.

приобретая внутрь себя все это духовное богатство мы, иноки, призываемся и к тому, чтобы делиться им с нашими ближними. и именно потому монастыри всегда во все времена были не только центрами молитвы и духовного делания, но и центрами притяжения для многих людей, которые приезжали из разных городов и стран для того, чтобы здесь напитаться крохами, падающими от стола богатых. напитаться тем, к чему монахи ежедневно приобщаются в своем собственном молитвенном и литургическом опыте. и именно поэтому монастыри всегда были светочами для духовной жизни. именно поэтому преподобный иоанн лествичник говорил, что свет для монахов — ангелы, а свет для мирян — монашеское житие. монахи — есть те богатые, которые призваны своим богатством делиться с бедными. а бедный лазарь — это весь мир, который лежит за стенами монастыря и который надеется напитаться крохами, падающими от стола богатых людей. монастыри существуют для того, чтобы поддерживать весь мир, они, как опорные столпы, на которых держится человеческая жизнь. и как говорили святые отцы, если бы не было монастырей, если бы прекратилась в них молитва и монашеская жизнь, может быть, и мир уже не стоял бы.

в сегодняшней евангельской притче, мы также услышали о том, что когда человек переходит в иную жизнь, вся перспектива его видения радикальным образом меняется. богатый человек на этой земле думал только о материальных благах, а, оказавшись там, он начинает думать о своих братьях, он переосмысливает всю свою жизнь, но только нет уже у него возможности исправить все то злое, что он сделал, или сделать то доброе, чего он не сделал.

и мы понимаем, что именно в земной жизни происходит то разделение на овец и козлищ, которое завершится на страшном суде. именно здесь одни люди становятся на сторону добра, а другие на сторону зла. именно наша земная жизнь является полем битвы между богом и дьяволом, а битва эта, как говорил великий русский писатель, происходит в сердцах человеческих. сердце монаха — это тоже поле битвы. потому что в монашеском сердце и в монашеской голове происходят столкновения между помыслами, помыслами злыми, приходящими от дьявола, и помыслами добрыми, которые происходят от бога. и великое искусство, которому учили нас святые отцы, заключается в том, чтобы помыслы отгонять в самый момент их появления. человек, который научится этому искусству, не будет отвлекаться во время молитвы или во время богослужения, его ум будет сосредоточен на боге и божественных вещах, а все чуждое и страстное он будет отсекать. это искусство не доступно очень многим людям, живущим в миру. но они тянутся к той духовной и нравственной чистоте, которая в полноте своей осуществима в монашеской жизни. именно монахи могут многому научить мирян. именно монахам есть многое, что сказать мирянам, находясь в монастыре, ведя монашеский образ жизни, преодолевая в самих себе страстное человеческое естество, иноки затем становятся способны быть врачами многих людей, исцеляя их недуги, и душевные, и телесные, но надо помнить о словах спасителя: врач! исцели самого себя (лк. 4; 23).

надо помнить о словах преподобного исаака сирина, который говорит о том, что было много людей, потрудившихся в апостольском подвиге, приведших ко христу других людей, но, так как сами они не искоренили в себе страсти, то после многих великих подвигов как бы они не в пали еще в худшие грехи, потому что бросились в волны мира сего исцелять людей, не будучи еще исцелены сами. в этом и заключается великое искусство монашеской жизни, чтобы врачевать самого себя, чтобы врачевать свои недуги, и душевные, и телесные, чтобы работать над собой — над своим характером, над своим языком, над своей головой; чтобы не допускать в себя чуждых помыслов и чтобы, исцеляя самого себя, одновременно и параллельно исцелять тех людей, которые приходят в монастырь.

желаю всем вам, дорогие братья, чтобы вы в своем монашеском делании состоялись. чтобы никто из вас не оказался человеком тщетно пришедшим в монастырь и не принесшим тех плодов, которых от вас ожидает сам господь и которых от вас ожидает окружающий мир. питайтесь тем духовным богатством, которое ежедневно дает вам церковь и монашеская жизнь, и делитесь этим богатством с окружающим миром.

я поздравляю вас с сегодняшним праздником, с воскресным днем. паки благодарю отца игумена и монашескую братию за гостеприимство. хотел бы на молитвенную память для вашей библиотеки подарить некоторые свои труды с надеждой на то, что, может быть, кому-нибудь они принесут пользу. и, покидая этот монастырь сегодня, мы все, архиереи, совершившие богослужение, и клирики, и миряне, которые нас сопровождали, просим ваших святых молитв. не забывайте о нас, потому что господь возложил на нас нелегкое послушание, и мы надеемся на ваш молитвенный подвиг, чтобы всем нам созидать тело христово совместными нашими трудами и усилиями. аминь».

на память о посещении обители митрополит иларион передал в монастырскую библиотеку свои труды о святоотеческом наследии и православном богословии.

служба коммуникации овцс/патриархия.ru