Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

предстоятель русской православной церкви: основная задача информационной деятельности церкви — проповедь о христе

2 февраля 2011 г. 13:36

«времена, когда о православии светские журналисты вспоминали в основном по случаю пасхи и рождества, остались в прошлом. сегодня церковная тематика ежедневно встречается на страницах газет, на радио, в телепередачах и в интернете. это, конечно, очень отрадно, но это налагает на всех нас большую ответственность и призывает нас быть более активными в сотрудничестве со средствами массовой информации. если мы будем бездействовать, то журналисты самостоятельно, по своему разумению, сформируют для общества образ церкви. без нашего участия этот образ может оказаться однобоким, а в худшем случае — уродливым и лживым», — подчеркнул святейший патриарх московский и всея руси кирилл, выступая на архиерейском соборе 2 февраля 2011 года.

«ответом на запрос общества должно стать как развитие церковной журналистики, так и помощь со стороны церкви светским сми, говорящим о православии, — сказал далее святейший патриарх кирилл. — такая работа уже ведется, и следует отметить ряд позитивных начинаний. мы видим, как растет профессионализм светских журналистов, пишущих о церкви. все больше становится и православных сми, качество которых постепенно растет. порой в очень тяжелых условиях, православные люди берутся за такое непростое и подчас не сулящее выгоды служение, как выпуск православной периодики, подготовка радио- и телепрограмм».

в то же время информационная деятельность церкви еще далека от идеала, отметил святейший владыка, добавив, что православные сми в большинстве своем продолжают отставать от светских: им не хватает профессионализма, ресурсов, а иногда и просто желания развиваться. «многие священники, а порой и архиереи считают работу в информационном пространстве чем-то второстепенным, в то время как она имеет сегодня, пожалуй, не меньшее значение, чем строительство и благоукрашение храмов. пресс-секретари епархий, призванные доводить до общества позицию церкви, нередко являются совместителями, не имеющими специальной квалификации, а это чревато грубыми промахами с их стороны», — продолжил предстоятель русской православной церкви.

призывая архипастырей уделять особое внимание развитию епархиальных и приходских средств массовой информации, в которых доказательно, без гнева и пристрастия разоблачались бы все нападки на церковь, святейший патриарх кирилл сказал: «надо дать возможность нашим современникам получить ответы на волнующие их вопросы о жизни и служении русской православной церкви».

«в условиях, когда к православию проявляется активный интерес со стороны общества и журналистов, нам важно перейти от реагирования на внешние информационные поводы к активной работе по созданию и широкому продвижению собственного новостного контента, наполняя информационное пространство общественно значимыми текстами, в центре которых будет оставаться проповедь о христе, — продолжил предстоятель. — важнейшим здесь может стать соработничество светских верующих журналистов, работников православной прессы и сотрудников официальных церковных информационных структур. все они должны осознать себя партнерами, научиться сотрудничать друг с другом. и, конечно же, совершенно недопустима между ними какая-либо конкуренция или неприязнь».

святейший владыка назвал недопустимой практику, когда в какой-то епархии препятствуют распространению миссионерских изданий «из центра» или из других епархий по причине того, что они якобы «конкурируют» с местным епархиальным изданием. православные средства массовой информации не могут рассматриваться только как рыночный продукт: в первую очередь они призваны быть провозвестниками слова божия.

«необходимо налаживать как внешние, так и внутренние церковные коммуникации. сегодня, к сожалению, имеющиеся каналы связи между священноначалием, духовенством и мирянами используются нами недостаточно активно, что подчас порождает не только взаимное непонимание, но и, к сожалению, слухи. в связи с этим хотелось бы еще раз подчеркнуть роль наших официальных изданий — "церковного вестника" и "журнала московской патриархии"», — сказал святейший патриарх кирилл, добавив, что для помощи в решении вышеперечисленных задач сформирован синодальный информационный отдел. совместно с управлением делами московской патриархии он осуществляет взаимодействие с епархиальными информационными службами. в частности, обоими учреждениями были разработаны «методические указания» для развития епархиальных пресс-служб. с целью укрепления контактов между православными журналистами и повышения их профессионального уровня в октябре 2010 года был проведен iv международный фестиваль «вера и слово». по инициативе синодального информационного отдела появились рубрики о жизни церкви на страницах ряда светских изданий, создан официальный канал русской православной церкви на youtube, продолжает работу портал патриархия.ru. в настоящий момент синодальным информационным отделом создается централизованный проект выпуска православных приложений к светской региональной прессе.

«один из аспектов работы синодального информационного отдела — исполнение решения священного синода о присвоении сми грифа "одобрено синодальным информационным отделом". напомню, что с 1 сентября 2011 года лишь обладатели этого грифа могут претендовать на доступ в церковную систему распространения. такое решение создает дополнительную преграду на пути проникновения в наши храмы лжехристианской и антицерковной периодики, повышает требования к изданиям, претендующим называться православными», — подчеркнул предстоятель русской православной церкви.

святейший патриарх кирилл отметил, что синодальный информационный отдел готов оказывать консультативную помощь церковным, православным, светским журналистам.

святейший владыка также призвал правящих архиереев со вниманием относиться к частным православным информационным инициативам. при поддержке епархиальных управлений подобные проекты будут способствовать расширению информационного поля церкви.

информационная служба архиерейского собора

материал на: украинском