Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Сегодня, 13:18

В четверг, 3 марта, в 11.00 в Российском агентстве международной информации РИА Новости состоялся круглый стол на тему: "Психология террора. Как распознать и обезвредить "камикадзе"?", приуроченный к сороковому дню террористического акта в аэропорту "Домодедово", в результате которого погибли десятки и ранены сотни людей. Как можно охарактеризовать и обрисовать портрет террориста? Можно ли остановить и искоренить терроризм и каким образом это следует делать? На опыт каких стран стоит опираться отечественным силовикам? Какова роль общества в решении данного вопроса? На эти и другие вопросы ответят приглашенные эксперты.

Публикуем ниже отчет о круглом столе Ирины Сечиной (Милосердие.ru).


О проблемах борьбы с терроризмом говорили за круглым столом «Психология террора» в РИА Новости. Терроризм - проблема общемировая, и остановить его в рамках одной страны невозможно. Но изучив его корни, собрав усилия всего общества, правильно направив работу СМИ, можно его минимализировать.

О проблемах борьбы с терроризмом говорили за круглым столом «Психология террора» в РИА Новости. Терроризм - проблема общемировая, и остановить его в рамках одной страны невозможно. Но изучив его корни, собрав усилия всего общества, правильно направив работу СМИ, можно его минимализировать.

«Неправильно говорить о терроризме с помощью тех клише, которые сейчас приняты в нашем обществе», – считает директор Института проблем терроризма и локальных конфликтов, главный редактор газеты «Спецназ России» Андрей Евдокимов. «Например, что такое «Чеченский терроризм» ? – спрашивает он. – Если в девяностые годы еще можно было говорить о чеченском терроризме (шла борьба за независимость Ичкерии), то сейчас это невозможно - терроризм стал интернациональным».

Андрей Евдокимов рассказал о наиболее часто встречающихся в СМИ ошибках: «Например, слово «шахид» имеет позитивное значение в исламе, это значит мученичество за веру. На каком основании в прессе так называют террористов?» - спросил он. Слово «мусульманин» информационное сообщество тесно связало в российском сознании со словом «кавказец». Но, оказывается, в России о кавказцах знают очень мало.

«В России не хотят понимать кавказский менталитет, – говорит председатель исполкома «Российского конгресса Кавказских народов» Алий Тоторкулов. – То, с чем могут мириться люди во всех уголках России, на Кавказе мириться не хотят». По его мнению, «кавказцы готовы жить в бедности, но не могут терпеть несправедливости». Он отметил: «Мы сами толкаем их на путь террора. Любой молодой человек в селе, который ходит в мечеть и исполняет намаз, может стать мишенью правоохранительных органов. Милицейский произвол «загонит» его в горы, где он будет с радостью принят в ряды бандформирований».

Основной причиной терроризма в России является неблагополучная социальная ситуация. «Все проблемы Кавказа есть во всех регионах России. Просто на Кавказе, как в лупе просматривается все негативное в нашей стране», – с этим согласны все участники круглого стола. Если в России еще можно найти правду, то на Кавказе невозможно. Алий Тоторкулов предлагает понять возмущение свободолюбивых кавказцев: «На Кавказе никогда не было крепостного права, а сейчас местные князьки получили от России жетоны на правление». Сложные отношения родовых общин и князьков от России усугубляют положение простых людей на Кавказе.

Особое место в обсуждении заняла проблема суициидального терроризма. «Всякий террор имеет свое послание», – объяснил редактор международного отдела «МК», научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Андрей Яшлавский. В «посланиях» суициидального терроризма есть психологические методы запугивания. «Возможно те, кто посылает молодых людей убивать себя и других, хотят, чтобы во всем мире ислам ассоциировался с убийством». Неслучайно террористические акты совершаются не просто в местах скопления людей, но именно там, откуда трагедия имеет наибольший шанс попасть в информационное поле. «Одно дело взорвать вагон метро в туннеле, и совсем другое на станции, где много камер, фиксирующих происходящее». Также на руку бандитам образ «героя смертника, молодого человека, готового на самопожертвование». Все это видит молодежь. «Таким извращенным примерам самопожертвования власти ничего не могут противопоставить», – объясняет феномен распространения террористической психологии среди молодежи Андрей Яшлавский.

Настоящий пример самопожертвования могла бы предложить Православная Церковь. В дни домодедовской трагедии, священники и сестры милосердия постарались помочь пострадавшим всем, чем могли. Никого не обвиняя, церковь была рядом с людьми, встретившихся с горем. И Андрей Евдокимов и Алий Тотолкулов согласились, что роль Православной Церкви в решении проблем борьбы с терроризмом невозможно переоценить. Алий Тотолкуев отметил особо, что «за все время военных мероприятий на Кавказе, мусульман и православных так и не смогли поссорить никакие конфликты. А это говорит о многом». В то же время на вопрос о целесообразности распространять в среде православных знания о том, что такое ислам, Алий Тотолкуев и Андрей Евдокимов ответили по-разному. Представитель Кавказа, Алий считает, что нужно в первую очередь укрепляться в своей вере, а главный редактор газеты «Спецназ России» Андрей Евдокимов уверен, что правильно понимать, что такое ислам сейчас необходимо. Только так можно понимать и правильно относиться к терроризму.

Заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАН Сергей Еникополов считает, что «всякий террор, не только суицидальный, надо уметь понимать». Для этого, по его мнению, надо представлять общую проблематику. «Есть три причины терроризма: социальная, религиозная и политическая, – объяснил он. – Современный этап терроризма показывает, как постепенно эти три причины перетекают одна в другую». Сейчас религиозная составляющая может быть только идеологической платформой для решения социальных проблем. «Попытка найти внешнего врага, борьба с ним, вполне понятная психологическая форма защиты от внутреннего неустройства», – считает Сергей Еникополов. Он предложил изучать террор, как психологическое явление, участвовать всему обществу в изучении и обсуждении этого явления, учиться правильно его освещать. Особенно это касается СМИ.

Сергей Еникополов, как и другие участники круглого стола, считает, что не всякий человек может рассказывать о террористическом акте в СМИ. «Такие вещи должны делать профессионалы, понимающие, как можно не навредить и не подлить масла в огонь», – заметил он. Все ошибки СМИ, играют на руку разжигающим страх и ужас террористам. Надо научиться не давать террористам повода запугивать людей. Сейчас информационное поле - это боевой фронт. «Взрыв произошел не только в аэропорту Домодедово, но и в прессе. Все, кто только мог, показывали и рассказывали об этом», – Сергей Еникополов противник таких действий.

В ходе обсуждения стало ясно основное: терроризм изменился. Это не война религий. «Терроризм не получится остановить, но минимализировать его можно», – такой прогноз прозвучал на круглом столе. Все общество должно участвовать в этом процессе. Православной церкви, ее социальному деланию в этом процессе принадлежит особая роль, роль примирения.

Ирина СЕЧИНА


Пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской епархии/Милосердие.ru/РИА Новости
<