Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Сегодня, 16:43

Начавшаяся в 80-х годах эпидемия ВИЧ-инфекции, по оценочным данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) уже унесла жизни более 25 миллионов человек. В настоящее время в мире более 60 миллионов человек живут с ВИЧ-инфекцией, каждый день заражаются ещё по 14 тысяч человек.

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению готовит к печати книгу о помощи, которую может оказать Церковь ВИЧ-инфицированным (пособие для пастырей, сестер милосердия, добровольцев). Книга выйдет в июне. Предлагаем вашему вниманию несколько отрывков из книги.

«Помощь ВИЧ-инфицированным для многих пастырей Православной Церкви пока не является насущной заботой: есть относительно благополучные епархии и совершенно благополучные приходы. Но реальная ситуация такова, что это благополучие может быть нарушено в любой момент: количество ВИЧ-инфицированных людей в России постоянно растет.

Согласно статистике, опубликованной Федеральным научно-методическим Центром по профилактике и борьбе со СПИДом, на 31.12.2010 г. россияне, живущие с установленным диагнозом ВИЧ, составили 0,369% всего населения страны (в абсолютных числах – 589 581 человек, из которых 5 231 – дети до 15 лет). Среди россиян 35-39 лет пораженность ВИЧ-инфекцией составляет 0,8% (среди мужчин – 1,3%, среди женщин – 0,5%). Смертность от ВИЧ составила 66 587 человек (из них 443 ребенка), от СПИД – 11 065 человек (из них 219 детей). Реальное же количество ВИЧ-инфицированных, по разным оценкам, составляет от 1 до 1,5 млн. человек».

«По результатам одного репрезентативного социологического опроса, три четверти респондентов высказались против того, чтобы покупать продукты у людей, инфицированных ВИЧ, и против того, чтобы питаться из посуды, из которой когда-нибудь ел ВИЧ-инфицированный. Любого общения с ВИЧ-инфицированными боится примерно десятая часть опрошенных. Сорок процентов не против, если больной ВИЧ человек живет по соседству, а для двадцати пяти процентов это абсолютно неприемлемо. Треть опрошенных не отказывается работать с ВИЧ-позитивными, и столько же – категорически против инфицированных коллег в рабочем коллективе. То есть проблема стигматизации существует и стоит очень остро, хотя в последнее время заметны некоторые положительные сдвиги».

«ВИЧ-инфицированные не должны быть изгоями в православной среде, не должны чувствовать себя прокаженными в окружении здоровых людей. ВИЧ - не печать Божьего отвержения. ВИЧ - это призыв, а не проклятие. К сожалению, отношение православной паствы к ВИЧ-инфицированным не слишком отличается от отношения к ним внецерковных людей, стигма присутствует по обе стороны церковной ограды».

«В качестве оправдания негативного отношения к заболевшим выдвигается не до конца справедливый тезис, что заражению ВИЧ подвергаются самые отчаянные грешники (получили «по заслугам»). Что из того? Разве Евангелие учит презирать грешников? Не существует евангельского оправдания пренебрежению кем-либо. Более того, видение ближнего грешником само по себе является ошибкой Христианин имеет право говорить: «я грешник» или «мы грешники», но утверждение «ты грешник» содержит серьезную ошибку».

«Наркоманы, по мнению общества, злодеи, но в гораздо большей степени они жалкие жертвы настоящих злодеев, сколотивших на их трагедии состояния… Они сеяли вокруг себя хаос и разрушение, но самый горький плод достался им самим. Поэтому когда ВИЧ-инфицированный молодой человек ищет нашей помощи, не будем вдаваться в изыскания, насколько он грешен. Подумаем лучше о том, что мы сможем для него сделать».

«Мы можем по годам проследить, какое количество российской молодежи заражалось вирусом иммунодефицита, нам известно, каким образом развивается эта болезнь, поэтому должны ждать появления в ближайшее время заметного количества, пациентов подходящих к терминальной стадии заболевания, и должны думать о том, какая помощь потребуется этим уходящим из жизни молодым людям».

«Со стороны уход за безнадежно больными, часть из которых родными забыты и оставлены, оценивается как самоотверженный подвиг и великое служение. Когда попадаешь «внутрь» ситуации, оценка меняется. При постоянном общении с людьми страдающими, находящимися на границе жизни, бросающими на пройденный жизненный путь прощальный взгляд, сдающими свой последний экзамен и готовящимися к главной встрече, с какого-то момента начинаешь понимать, что более всех ты сам облагодетельствован, допущен в святилище. Сострадая этим людям, сближаясь с ними сердцем, в конце концов, получаешь возможность взглянуть на мир их глазами. Возможность посмотреть на мир глазами уходящих стоит очень дорого. Те, кто выбрал для себя служение умирающим, нашли в своей жизни главную жемчужину».

Игумен Мефодий (Кондратьев)

Из предисловия к разделу «Практика духовного окормления ВИЧ-инфицированных»


Пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской епархии/Милосердие.ru