Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

В житии прославляемого ныне апостола Карпа описывается такой случай. Однажды он просил Бога наказать двух грешников-христиан за то, что живут нерадиво. Вдруг видит он глубокую пропасть, на краю которой стоят те два человека, о чьем наказании он молился. В это же время Господь спросил его: “Хочешь ли, чтобы эти люди погибли?”. Апостол с радостью ответил, что об этом и молится. Тогда Господь сказал: “Бей Меня, мучь, распинай, Я все готов терпеть, но не могу терпеть погибели грешников”. Так Бог умерил ревность апостола Карпа, ведь истинный христианин должен просить Бога не о том, чтобы Тот погубил грешников, а о том, чтобы вразумил и наставил их на путь спасения.

Этот пример из жизни апостола Карпа побуждает нас задуматься о причинах, по которым наши молитвы не всегда бывают услышаны Богом. “Просите и не получаете, - говорит апостол Иаков, - потому что просите не на добро” (Иак. 4, 3).

Не на добро просим, когда, во-первых, просим не так, как заповедал Господь. Только та молитва бывает действенна и приносит благие плоды, которая оживлена твердой и неотступной верой, сопровождается крепкой любовью к Богу и ближним, исходит от сердца, совершенно преданного Богу и Его святой воле. А какую силу может иметь молитва, если вера наша колеблется, когда сердце наше неправо перед Богом и разрывается между Ним и миром; когда обращаемся за помощью к Богу, а сами надеемся на силы и помощь человеческую?

Во-вторых, не на добро просим, когда сам предмет наших прошений противен воле Божией. Вера требует, чтобы мы молились о том, о чем научили нас молиться Сам Господь и святая Церковь, просили бы у Бога того, что согласно с Его божественной волей, а не того, чего требует наше самолюбие и самоугождение. Наше прошение чисто, свято и богоугодно лишь тогда, когда служит на благо и спасение души нашей, а также спасения душ наших ближних. Церковь учит нас просить у Господа сначала “добрых и полезных душам нашим”, а что касается необходимого телу, то просить “хлеба насущного”, то есть того, что необходимо нам для поддержания жизни. Угодна ли Богу наша молитва, если мы, не довольствуясь подаваемыми Им благами, просим удовлетворения стремления к роскоши, гордости и тщеславия, бесконечных прихотей избалованного сердца?

Господь заповедал, чтобы мы, приступая к молитве, прощали своих ближних от всего сердца, старались примириться, просили прощения у тех, кого обидели. Но нередко люди ставят свечу перед иконой и молятся, чтобы Господь послал их врагам несчастье и даже смерть. Такая неразумная, грешная молитва может обратиться на голову самого просителя.

Будем же молиться Отцу Небесному так, как заповедано нам: “Да будет воля Твоя!”, а не так, чтобы все совершалось по нашей воле и желаниям, предположениям и расчетам. Ведь такие молитвы оскорбительны для Бога и достойны Его гнева, а не милости. На такие молитвы Господь скажет нам: “отойдите от Меня, не знаю вас!”.