Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

архимандрит ефрем:
познание истины есть познание христа

благодать святой горы

– здравствуйте,  дорогие друзья. сегодня в эфире телеканала «союз» очень интересная встреча – к нам в студию в гости пришел, будучи в паломнической поездке по екатеринбургской епархии, архимандрит ефрем, игумен святой великой ватопедской обители на афоне.

здравствуйте, отец ефрем.

– здравствуйте.

– вашей обители более тысячи лет, что она представляет собой сегодня?

– эта обитель – одна из старейших святогорских обителей, и раскопки, которые проводили недавно, показывают, что ей более 1500 лет – она вторая в иерархии святогорских монастырей. но, думаю, единственная в мире, украшенная семью чудотворными иконами божией матери и честным поясом богородицы. мы считаем, что честной святой пояс – самое большое сокровище ватопеда.

это  монастырь вселенского масштаба. святая гора – единственное действующее монашеское государство, которое притягивает к себе православных христиан  со всего мира. и с большой  жаждой приходят к нам, на  святую гору, на место   неискаженного отеческого предания. и очень хорошо, что из-за неусыпных предстательств игумении святой горы – божией матери, госпожи богородицы, святая гора называется еще и садом божией матери в народе. замечательно то, что  святая гора не прекращала ни на час свого существования. здесь опытно переживается отеческое предание духовное и передается духовным преемникам. это очень важно, потому что духовной традиции человек не может научиться только читая духовные книги (что, конечно же, пользу приносит). но предания передаются и становятся вековыми ценностями, когда один человек, носитель этого предания, лично передает его другому. и, к счастью, святая гора продолжает исполнять свою миссию, сохраняя и передавая истину, чистую отеческую традицию.

– батюшка, вы сказали о поясе пресвятой богородицы, который у вас пребывает, и о семи чудотворных иконах божией матери. а какие еще святыни есть в вашем монастыре?

– думаю,  если все реликвии и святыни собрать вместе, наверное, их будет больше, чем четыреста тысяч. в нашем монастыре сохраняется немало византийских икон. конечно, в каждом святогорском монастыре есть византийские иконы, но больше всего их в ватопеде.

– паломники, которые сегодня приезжают на афон, и в ватопедскую обитель в частности, – это больше любопытствующие туристы, или люди, которые ищут научиться духовной жизни?

– человек  есть человек, и мы все прекрасно знаем, что такое человеческая природа. один движим благоговением, другой любопытством,  у третьего – желание изучить, исследовать. и таких встречаем, просто любопытных, но не для того, чтобы судить и осуждать. в конце концов все уходят с пользой духовной и измененными к лучшему стремлением к всевышнему. когда опытно переживаются предание и традиция духовная, это создает  новое духовное чувство в каждом человеке.

мы были в монастыре преподобного серафима саровского в дивееве. святой серафим свят не только в россии, он – вселенский святой. у русской церкви в виде его святых мощей очень большое сокровище. этот святой повлиял на весь православный мир. он говорит то, что вы все знаете очень хорошо: «стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

и все те люди, которые ездят на афон, конечно, ездят за тем, чтобы услышать чистое духовное слово. и чувствуют себя очень хорошо, и уходят  в умилении. и еще находясь  на святой горе, уже думают о том, когда и как они приедут сюда в следующий раз.

наши предшественники-святогорцы говорили: кто хоть раз пил святогорскую воду, обязательно еще раз сюда приедет. человек, приходя на святую гору, чувствует действие благодати,  этому способствуют молитвы многочисленных отошедших уже отцов, монахов, присутствие многочисленных чудотворных икон божией матери и многочисленных святых мощей, молитвы ныне здравствующих отцов.

духовный отец избирается сердечным извещением

– наши телезрители практически в каждой телевизионной встрече с архиепископом викентием задают один вопрос... батюшка, вы сказали очень хорошо о личном опыте духовного научения, – а как в современном мире найти хорошего духовного наставника, духовного отца?

– во-первых, духовный отец избирается сердечным извещением, скажем так, сердечным зовом каждого человека. и каждому в меру его жажды,  духовной ностальгии господь  дает своего духовного отца. конечно же, идеальный духовный отец – человек, у которого есть рассуждение, рассудительное слово. как в отеческой литературе говорится: ходили паломники к старцам, и один из паломников говорил: «авва, скажи слово, как спастись». не имели они в виду общеогласительное поучительное слово, они испытывали интерес к особому слову, которое скажет рассудительный старец в зависимости от  того, что увидит в душе каждого человека, что нужно конкретно этому человеку. это есть истинное духовное святоотеческое отцовство, и это человек может найти на святой горе.

– а где взять духовника  в обычной жизни, ведь старцев не так много? человек, живущий в сибирской глубинке, как правильно сможет его найти?

– я не так смотрю на вещи, как вы, ваша позиция только логическая; бог, который из камней может восстановить идею храма, видя расположение каждого человека, подобающим способом, в подобающее время сведет его с подобающим лицом. поэтому не рассуждайте так и не опускайте руки, не считайте, что кто далеко живет, не может найти. везде есть духовные отцы, и часто они скрываются, но не забывайте, что бог дает нам по нашему сердцу, и всякое наше желание исполняется.

я не забуду никогда, как мы беседовали со старцем паисием, который, вы знаете, современный святой. он был в одном городе в греции, должен был купить какие-то вещи в монастыре вне святой горы. и когда  шел по дороге, дух святой ему говорит: войди в этот дом, который сейчас рядом. он подумал: «господи, как мне войти в незнакомый дом, в котором я не знаю никого?». и второй раз уже более настойчивый слышит голос: послушайся и войди в этот дом. и он слушается, стучит в дверь, ему открывают, и встречает его одна бабушка, которая молилась. у нее было трое сирот, и она не могла покинуть дом и много лет просила божию матерь, чтобы она послала старца паисия к ней в дом, потому что она очень серьезно подвизалась духовно, и были у нее очень серьезные духовные вопросы, на которые не могли ответить священники прихода, – и бог ей дал по ее сердцу; то есть все ему возможно.

– некоторое время назад в прессе была поднята очень большая негативная кампания против ватопедского монастыря. как вы можете это объяснить?

– объяснить это можно тем, что существуют темные силы, которые постоянно замышляют зло против монастыря православного. когда мы пришли в ватопедский монастырь, который, по сути, был уже полуразрушен, здесь было только шесть стариков в возрасте от 65 до 92 лет. все послушания делали миряне – и, понимаете, пустеет монастырь при таких условиях. и когда по воле божией матери мы пришли в эту обитель, не было ничего необычного в том, что мы начали наводить порядок в монастыре. и каждый хозяин задает себе вопрос: какое имущество он имеет? а наш монастырь – самый большой на святой горе,  35 тыс. кв. м застроенной площади, три тысячи окон и ворот. мы обязаны были все это восстановить. и начали искать, какое имущество у монастыря отобрали, что осталось, и хотели отстоять права на владение тем имуществом, которое осталось. вот за это нас гнали.

дух девства – в сердце

– а почему на афон так настойчиво не пускают женщин? не дискриминация ли это сегодня, нарушение прав человека?

– была у меня беседа с одним человеком по той же теме. я скажу так. если мужчина приходит в монастырь, где здоровая духовная обстановка,  то, уходя из монастыря, не испытывает угрызений совести, почему он женился и не стал монахом, но уходит из монастыря с большей верою в свой брак. то есть монахи не против таинства брака, не против женщин, но святая гора – это место, где живут мужчины-девственники, и у них имеются чисто аскетические мотивы недопущения женщин. и когда однажды тоже был шум в прессе на эту тему, одна журналистка, мне позвонившая, кричала: «у вас, святогорцев, есть комплекс по отношению к женщинам». я ей ответил, что самое большое доказательство, что у святогорцев нет такого комплекса, это то, как почитается дева на святой горе, – как нигде никакая женщина в мире. и знайте, что святогорцы, и старцы, и духовные отцы, выходят в мир, исповедуют и женщин, и так помогают единству семей. когда старец паисий выходил в мир, там он принимал  исключительно женщин: он говорил, что «мужчины могут приехать и найти меня на святой горе». это ли не доказательство, что святогорцы уважают женщин правильно, православно, и они хотят укрепить их в материнстве.

– международные  организации прилагали и прилагают очень много усилий, чтобы этот запрет на посещение афона женщинами снять, говорят о равноправии, толерантности. есть надежда, что эти их попытки рассеются, как дым, и афон устоит?

– надежда наша – на то, что они этим ничего не добьются. у святой горы очень сильное предание, традиция, и эта традиция не человеческая. недопущение женщин засвидетельствовано и укреплено самой божией матерью. когда царевна плакидия, дочь феодосия великого, пришла в ватопед и хотела подивиться делам своего отца, который построил храм, сразу услышала голос божией матери: «не допускается здесь присутствие женщин, сюда допускаюсь только я», – и на месте, где она услышала голос, сейчас находится чудотворная икона антифонитрии, «ответчицы», к которой мы прикладываемся каждый день. богородица не хочет унизить женщин, она же сама дева, – она хочет подчеркнуть, что значит дух девства; и монах не только тот, кто переживает дух девства, монах хочет сделать все серьезнее и глубже, чтобы переживало дух девства и его сердце – помните, как, смиряя самого себя,  говорит василий великий: «женщину не знаю, но не девственник я»? монашествующие должны переживать абсолютную непорочность и глубокое состояние сердечного девства. и тогда может монах жить  полноценно, в состоянии чистоты. говорит господь: «чистые сердцем блаженны, потому что они видят бога» – он имел в виду глубокую сердечную чистоту, которая достигается прежде всего в монашестве.

– но как сохранить  душевную чистоту молодому человеку в огромном городе, среди огней рекламы, ночных клубов и телевизоров?

– тот, кто хочет достигнуть чистоты, будет к ней стремиться; хотя, само собой разумеется, город отдаляет от чистоты. все зависит и от того, сколько сил у каждого и какова жажда благодати. то, что переживает каждый внимательный монах, должен, по сути, переживать и каждый хороший мирянин, потому что нет отдельной монашеской духовности и отдельной мирской духовности: духовная жизнь одна. но нужны и аналогичные образы, и способы, и приемы, поэтому подчеркиваю важность духовного руководителя. человек должен быть осторожен и к недостатку, и к преувеличению достоинств. поэтому и говорится, что самая высшая добродетель – это рассуждение. старец паисий тоже говорил: «есть человек, и у него есть лодка. эта лодка плывет,  в ней десять человек, но приходят еще десять человек и просят, чтобы их тоже забрали, чтобы не ждать завтрашнего рейса. но если хозяин из-за своего милостивого расположения вместо десяти посадит в лодку двадцать человек, то она, конечно, потонет, и все погибнут. это уже не любовь, это нерассудительное расположение, у которого, как правило, печальный конец».

соблюдая заповеди, просвещайте свой ум

– существует много противоречивых публикаций об отношении монашествующих на афоне к цифровой идентификации людей. хотелось бы из первых уст узнать, как вы относитесь к данному вопросу.

– это «карта гражданина», так тоже говорят. многие духовные люди занимались этим вопросом, и, конечно же, святая гора этим занималась. и священный кинот занимался этим вопросом. и священный кинот опубликовал  свое обращение к народу: даже если эта карта не то, что написано в апокалипсисе, три шестерки, она все-таки лишает человека свободы. и сегодня те, кто всем миром управляют, много внимания уделяют тому, чтобы контролировать и унизить человеческую личность, и назначение этой «карты гражданина» заключается как раз в этом. поэтому священный кинот решил, что мы будем как можно дольше сопротивляться этому процессу. и меня известили, что одно из обещаний перед выборами сегодняшнего английского правительства заключается в том, что если победит одна из каких-то партий, они упразднят эту карту. конечно же, у них мотивы не религиозные, но это касается человеческой личности, – чтобы сохранить ее свободу.

– насколько мы можем  отдалить те глобализационные процессы, которые ведут к созданию единого мирового правительства, единой экономики, единой религии?

– настолько, насколько мы посвящены и привержены православным традициям, православному преданию, я имею в виду не народный фольклор, а посвящение себя науке и искусству освящения.

– мы молимся, чтобы «спастись и в разум истины прийти». что значит «разум истины», и как в него прийти?

– подобный вопрос мне задали на радио в дивееве. познание истины – это не рациональное, умственное только опознание истины. и когда сам христос говорил о природе, познавая которую, мы освобождаемся, он тоже имел в виду не только умственное познание истины. истина – не идеология, не философия, не теория, не фантастика. истина – это лицо, личность. то есть познание истины – это опытное переживание и познание христа, который сказал: «я есмь путь, истина и жизнь». поэтому человек должен постараться соблюдением заповедей просветить свой ум,  чтобы  понять и почувствовать в духе святом конкретное присутствие христа в мире.

вспомните, как апостол павел шел в дамаск и видел свет христа, а господь, как сказали, и свет, и личность. он спросил: «кто ты, господи?». и что ему свет христос отвечает? «я – иисус, которого ты преследуешь». то есть конкретно иисус абсолютно отождествил себя с церковью. поэтому мы должны приложить все усилия, чтобы найти тех людей, которые будут нас вдохновлять на то, чтобы мы приняли и взялись всерьез за наше духовное назначение – спасение нашей души. чтобы мы этим жили, опытно переживали христа.

чего сегодня добился дьявол, достиг чего? он сделал фальшивой веру людей, и люди потеряли веру, потому что он знал, что ключ всех таинств церкви – это вера. и во время страшного суда бог будет судить нас чем? по тому, у кого есть вера.

– это был последний вопрос нашей программы. отец ефрем, пожалуйста, благословите наших зрителей на путь духовной жизни, на путь спасения.

– я рад, что нахожусь в православной россии, очень люблю русский народ. наш монастырь связан с россией нераздельно, и я хвалюсь этим. тем, что в xvi веке наш монастырь, как нового ангела и просветителя, послал в россию преподобного максима грека, который очень во многом способствовал исправлению и поднятию на ноги покалеченного и тогда очень замученного русского народа. мы нашим смиренным присутствием стараемся создать мост между святой горой и русским православным народом. этот мост существовал, эта связь между нами всегда существовала. мы непоколебимо верим, что свое внутреннее «я» найдут русская церковь и вообще русский народ, если будут иметь живое общение со святой горой.

– спаси господи.

беседовал игумен димитрий (байбаков)

видеосюжет