Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Преподобный Харитон Исповедник, память коего празднуется ныне, жил при императоре Аврелиане в городе Иконии. Когда объявлено было гонение на христиан, то Харитон был позван на суд. Начальник спросил, почему он не поклоняется богам, пред которыми смиряется царь и все народы. Святой отвечал: «Языческие боги суть бесы, которые некогда за гордость были свергнуты с неба, ныне же безумными и прельщенными людьми почитаются за богов». Харитона начали мучить, затем истерзанного бросили в темницу, где Господь исцелил его. Новый царь, восшедший на престол убитого приближенными Аврелиана, побоялся гнать христиан и отпустил узников Христовых на свободу. Тогда Харитон отправился в Иерусалим на поклонение гробу Господню, но на дороге, близ Иерихона, схвачен был разбойниками, которые хотели было умертвить его. Связав и бросив его в углубление своей пещеры, разбойники удалились на свой гнусный промысл. Случилось же, по устроению промысла Божия, так, что змей вполз в стоявший в их пещере сосуд с вином и отравил вино. Разбойники, напившись отравленного вина, погибли. В пещере разбойнической и остался святой Харитон и начал проводить подвижническую жизнь. Услышав о подвижнике в мрачной пещере, многие стекались к нему, и таким образом устроилась первая, знаменитейшая в Палестине лавра – Фаранская, с строгой подвижническою жизнью. Святой сам написал устав для лавры. Ища безмолвия, Харитон удалился из лавры в пустыню; но и здесь явились к нему ревнители подвижнической жизни, и образовалась новая лавра – Иерихонская. Подобным же образом устроена была им и третья лавра – Суккийская. Перед смертью, о которой известил его Господь, собрав братию трех обителей и дав им наставление, по общему желанию братии, святой заповедал похоронить тело свое в первой лавре, в той пещере, где хотели умертвить его разбойники. Скончался святой Харитон в 350 году.

При чтении жития преподобного Харитона Исповедника, а именно рассказа о спасении его от разбойников в пещере, невольно приходят на мысль две великие и утешительные истины, неразрывно соединенные между собой: первая та, что верных Богу христиан, надеющихся на Него и прибегающих к Нему, весьма часто спасает промысл Божий посреди самых великих опасностей. Вторая та, что человек, достойный этого великого названия, именно человек-христианин, велик и дорог в очах Божиих.

Раскроем эти мысли по творениям святителя Тихона Задонского, премудро и назидательно рассуждавшего об этих истинах, и присоединим к ним несколько библейских и церковно-исторических примеров.

Промысл Божий, особенно о человеке, святитель Тихон трогательно раскрывает в своем «Духовном сокровище» (Част. 12), углубясь мыслью своей в обыкновенные простые слова: «не бойся, я с тобою». «Бывает, – так в Задонском уединении своем беседует с собою святитель Тихон, – бывает, что мать, видя свое дитя скорбящее и плачущее, утешает его и говорит ему: «Не бойся, я с тобою». Так милосердый и человеколюбивый Бог верной душе, находящейся в искушениях и напастях, скорбящей и сетующей и боящейся, глаголет: «Не бойся, Я с тобою». Я твой создатель, Я твой промыслитель, Я твой спаситель, Я твой помощник и заступник; Я, Который в руце Своей вся содержу, – Я с тобою (Исх. 49, 14, 15, 43, 23). Так был Господь с верным Своим Ноем и сохранил его от всемирного потопа. Был с верным Своим Лотом, и сохранил праведника от казни содомской. Был с рабами Своими – Авраамом, Исааком и Иаковом, и сохранил их на земле пришельствия их (Пс. 104, 14). Был со Иосифом, и в нашедших ему напастях и искушениях сохранил его и прославил его. Был со Израилем во Египте и во исходе его из Египта, и разделил ему Чермное море, и в пустыне питал его чудесною манною и поражал пред лицом его врагов его. Был с Давидом, помазанником Своим, в различных искушениях и гонениях. Был с Ионой во глубине морской, с тремя отроками – в пещи вавилонской, с Даниилом – во рве. Был с апостолами, был с мучениками и сохранил их посреди ужасных мучений; был с пустынниками, жившими в пещерах, вертепах и пропастях земных, и сохранял их от козней вражиих; был, есть и будет до скончания века с верными рабами Своими, по неложному обещанию: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Господи сил с нами буди!».

Приведем теперь несколько библейских и церковно-исторических примеров промыслительной попечительности Бога о людях.

Господь часто подает чудесную помощь Своим истинным рабам. Пророк Илия не имел для себя пищи в пустыне и нигде не нашел бы ее, потому что был голод. И вот, вороны приносят к нему каждый день хлеб и мясо, притом – в известные часы, утром и вечером! Как же птицы могли знать о голоде пророка и как понимали человеческие часы для приема пищи, которых сами не соблюдают? Одно объяснение вопроса: «Бог повелел им кормить праведника» (3 Цар. 17, 4, 6). А сколько таких же чудесных примеров в житиях святых!

Мученика Василиска вели на суд к мучителям: на него надели сапоги с гвоздями внутри и железную цепь на шею. В одном же месте воины, сопровождавшие его, среди знойного дня привязали его к сухому дубу у ворот, пока сами в доме обедали и упивались вином. Собрался народ и смотрел. В высшей степени жалостным был вид святого мученика, когда он, так изнуренный и палимый солнцем, стоял у дуба. Он громко просит Бога о помощи. И вот, вдруг делается землетрясение; спадают с него цепь и медные сапоги; наконец, тот дуб, к которому он был привязан, зеленеет, покрывается широкими ветвями, которые доставляют ему прохладу от зноя, а под ногами его для утоления его жажды открывается ручей воды.

Когда Бог готовит кого-либо из благочестивых людей, обладающих в то же время природным умом, особенными знаниями и опытностью в жизни, – готовит поставить на высоком месте службы церковной или гражданской, тогда ведет этого человека путем испытаний; например, попускает ему терпеть от завистников и клеветников стеснения по службе. Такой путь жизни прошел Иосиф пред временем своего возвышения в Египте; тем же путем, по воле Божией, был веден Давид до своего воцарения (Пс. 17, 22, 26, 33 и др); не иначе достиг возвышения Мардохей.

Для чего же благочестивым предварительно нужен этот путь? Чтоб тем более они удерживались от самоуверенности и научились предавать себя воле Божией; чтоб тем больше развили в себе чувства справедливости и милосердия к другим; чтоб запаслись большей опытностью в жизни и т.д. Зато чем дольше продолжается для кого из них это испытательное состояние, тем менее тот погрешает и тем успешнее действует на высоком месте, которое будет доверено ему.

Благочестивых людей Бог выводит безопасными из самых крайних обстоятельств в их жизни, подает им неожиданную помощь, когда они совсем изнемогают в своих страданиях: «Многи скорби праведным (сказано), и от всех их избавит тя Господь» (Пс. 33, 20).

«Отсюда несколько познаешь, – учит святитель Тихон Задонский, – сколь прекрасна душа человеческая, по образу Божию созданная. Образ бо должен быть подобен первообразному. Небо и земля с исполнением своим служат и работают человеку».

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.