Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=344311
23 ноября 2011 года 23:14
в нижнем новгороде впервые проходит фестиваль древнерусского певческого искусства
сайт нижегородской епархии. текст марины дружковой.

23 ноября в нижнем новгороде открылся двухдневный фестиваль древнерусского певческого искусства. для участия в нем приехали представители кафедры древнерусского певческого искусства санкт-петербургской государственной консерватории (спбгк) имени н. а. римского-корсакова и участники вокального ансамбля «ключ разумения» знаменного клироса христорождественского храма при консерватории. организатором и вдохновителем фестиваля выступило нижегородское православное женское духовное училище (нпжду).

заведующая регентским отделением училища марина кириллова рассказала, что идея пригласить гостей из спбгк возникла после того, как этим летом делегация училища по приглашению побывала в санкт-петербурге на международном фестивале «академия православной музыки». у нижегородцев была уникальная возможность познакомиться с древней певческой традицией в исполнении лучших хоров и ансамблей греции, сербии, грузии, румынии, украины, россии.

интерес к знаменному пению в нпжду, по словам марины кирилловой, существует давно: сегодня воспитанницы уже с первого курса изучают знаменное пение на отдельном занятии, а также на вокале, сольфеджио, в курсе истории древнего пения. в других духовных учебных заведениях среднего звена этой дисциплины нет. знакомство с коллегами из спбгк вселило в педагогов училища надежду, что они смогут вывести изучение древнерусского пения на более глубокий уровень.

первую половину дня делегация из санкт-петербурга провела в стенах нпжду, где старший преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства спбгк наталья мосягина прочитала воспитанницам лекцию, рассказав об исторических этапах развития этого искусства и познакомив с его основными стилями. рассказ сопровождался музыкальными иллюстрациями ансамбля «ключ разумения». затем гостья провела для слушательниц мастер-класс, во время которого познакомила их с особенностями работы со знаменным материалом в хоровом и сольном исполнении. воспитанницы узнали, чем отличается вокальная манера исполнения от пения по крюкам, из каких нюансов складывается артикуляция знаменного пения, его основные исполнительские принципы, значение крюков.

кафедра древнерусского певческого искусства существует в спбгк с 1993 года, на ней изучают письменные памятники и устную традицию церковного пения. сотрудники кафедры занимаются расшифровкой древнерусских текстов и так называемых «знамен» - специальных знаков, с помощью которых в древности записывалось богослужебное пение. «нам повезло, что сохранилось много письменных памятников и что есть устная практика в старообрядческой среде - мы можем, используя разные источники и методы, обращаться к этому материалу и его возрождать», - пояснила наталья мосягина.

она рассказала, что знаменное пение, которое ушло в среду старообрядцев после церковного раскола в середине xvii века, ведет преемство от византии с ее одноголосным пением. это пение прежде всего ориентировано на молитву, оно иконографично. и создавалось не композиторами, а распевщиками в качестве языка молитвы. в теоретических руководствах к рукописям до середины xvii века обращались именно к распевщикам с такими указаниями: «ты прежде всего покажи жизнь праведную: молись, постись, делай добрые дела, и бог даст тебе разумение, и будешь петь». в памятниках, относящихся к новому времени, уже идет обращение к композитору - с рекомендациями, как писать.

«знаменное пение тяжело воспринимать современному уху, - отметила наталья мосягина, - однако на своем опыте могу сказать, что большинство людей его воспринимает положительно, так как оно позволяет настроиться на молитву, на созерцание. многие после службы к нам подходят и спрашивают, где можно услышать наш хор. две недели назад мы вернулись из италии, где ездили по русским приходам. услышав впервые знаменную литургию, прихожане к нам подходили и говорили: «а батюшка сегодня по-другому возглашал». одноголосный знаменный распев удивительно сочетается с ритмом богослужения, он имеет свойство настраивать, объединять в единомыслии. кроме того, знаменный распев практичен: его может петь как большой состав, так и маленький, его может петь даже один человек без ущерба для полноценного звучания службы».

гости надеются, что фестиваль древнерусского певческого искусства поможет нижегородцам больше узнать об исконной русской традиции пения и самостоятельно сделать свой выбор между многоголосным партесом и древним знаменным распевом.

24 ноября в михаило-архангельском соборе нижегородского кремля состоится божественная литургия знаменным распевом на два клироса: правый клирос займет хор храма при спбгк, левый - учебный хор регентского отделения нпжду.