Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Екатеринбург, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Родился святитель Филарет, в миру Василий Михайлович Дроздов, в 1782 году в семье диакона (впоследствии священника) из древнего подмосковного города Коломны. Первые детские годы, до поступления в духовную школу, проведены были Василием Дроздовым на попечении дедушки - священника Никиты Афанасьевича и бабушки Домники Прокопьевны.

Первоначальное образование Василий Дроздов получил в Коломенской семинарии, продолжил его с 1800 года в Троицкой Лаврской семинарии. По прошествии короткого времени учебного курса ученик Лаврской семинарии Василий Дроздов был оставлен при ней уже учителем (1803).

Митрополит Платон, главный устроитель Лаврской семинарии, скоро заметил молодого учителя; оценив в нем педагогическое и проповедническое дарование, побудил к принятию монашества (постриг, с именем в честь святого праведного Филарета Милостивого, состоялся 16 ноября 1808 года) и сам рукоположил в иеродиакона (21 ноября того же года). Маститый Московский иерарх был склонен к тому, чтобы молодой учитель неотлучно пребывал в Троицкой семинарии, трудясь над укреплением Духовной школы. Покидать Лавру и семинарию не думал и сам иеродиакон Филарет. В его сердце зрело желание стать священником у раки преподобного Сергия.

Судьбы Божии неисповедимы. Ни желанию митрополита Платона, ни желанию иеродиакона Филарета не суждено было сбыться. Последнего ждал иной удел: всю дальнейшую жизнь ему предстояло сочетать подвиг внутренний с общественным служением... В 1809 году иеродиакон Филарет был вызван из тихого лаврского приюта в северную столицу.

В день Пасхи 1809 года иеродиакон Филарет был рукоположен в иеромонаха митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Амвросием (Подобедовым), в 1811 году возведен в сан архимандрита, а в 1812 году назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, в каковой должности и оставался до 1819 года.

Весьма интенсивной была в годы пребывания в Петербурге учебно-педагогическая деятельность архимандрита Филарета. За несколько лет ему пришлось прочесть и обработать почти полный курс богословских наук. По отзывам студентов, он был профессором блестящим и вдохновенным. Тогда же вышли три первые книги архимандрита Филарета, составленные из лекций, читанных студентам Академии в продолжение нескольких лет.

Нельзя не упомянуть об еще одном важном труде, осуществленном архимандритом Филаретом. В августе 1814 года последовал указ Императора Александра I Святейшему Синоду об установлении 25 декабря благодарственного празднества за избавление Церкви и Державы Российской от нашествия галлов. Митрополит Амвросий поручил архимандриту Филарету составить особый чин молебствия в этот день, что последним и было выполнено. Это был первый литургический труд архимандрита Филарета, принятый в употребление Российской Церковью. В 1817 году архимандрит Филарет был хиротонисан во епископа, а с 1821 года, после смены нескольких кафедр, утвердился, уже в сане архиепископа, на Московской кафедре, которую и возглавлял до конца жизни.

Активное участие митрополит Филарет принимал в деятельности Библейского общества.

С делом перевода Священного Писания на русский язык митрополит Филарет связал всю свою жизнь, разработав принципы перевода и став одним из переводчиков, редактором и главным защитником самой идеи русской Библии.

В начале царствования Императора Николая I, 22 августа 1826 года, архиепископ Филарет был возведен в сан митрополита.

В первые два десятилетия XIX века святитель Филарет особенно много потрудился на богословской ниве. В 1814 году, будучи тогда ректором Академии, по поручению Комиссии духовных училищ, он составил подробное "обозрение богословских наук", в котором представил первый опыт стройной систематизации и взаимного соотношения главных отраслей богословия. Из них наиболее известны "Изложение разностей между Восточной и Западной Церковью в учении веры" (1811), "Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви" (1813), и особенно "Краткий" и "Пространный" катехизисы. Однако главное богословское наследие святителя содержится в его вдохновенных богослужебных "Словах и речах", проникнутым подлинным святоотеческим духом.

Но сколь бы ни была значительна богословская работа митрополита Филарета, она просто тонула в его необъятной церковно-государственной деятельности. "Можно сказать: в течение более полустолетия не было ни одного церковного дела, в котором не принимал бы деятельного участия великий иерарх московский", - так писалось в Синодальном отчете за 1867 год - год кончины митрополита Филарета.

Помимо проповедей и иных творений есть еще один прекрасный памятник соучастия великого пастыря и в деле российской словесности. Речь идет о стихотворной переписке митрополита Филарета и А.С.Пушкина. В мае 1828 года, находясь в состоянии некоей внутренней безотрадности, Пушкин написал известные стансы:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Святитель Московский, высоко ценивший талант поэта, увидел в этих строках "стон потерявшейся души" и, как духовный врач, отвечал ободряющим посланием, взяв и сам в руки поэтическую лиру:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал.
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум,
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.

Умиленный и образумленный, Пушкин с любовью и признательностью отозвался своему целителю стихотворением "В часы забав иль праздной скуки...":

... И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима.
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.

(Интересно, что есть рукопись, где последняя строфа читается несколько иначе:

Твоим огнем душа согрета
Отвергла блеск земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном трепете поэт.
)

... Так в трудах и молитвах протекала жизнь святителя.

На протяжении всех этих долгих лет духовником святителя был один из носителей традиции старчества и умной молитвы архимандрит Антоний (Медведев), наместник Троице-Сергиевой Лавры. Из дошедшей до нас переписки видно, что ни одно важное решение, как в делах управления епархией, так и в порученных ему государственных делах, не предпринимал митрополит Филарет без обсуждения с архимандритом Антонием.

Последние дни своей жизни митрополит Филарет провел в Москве на Троицком подворье.

grad-petrov.ru

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.