Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Липецкая и Елецкая епархия
Адрес новости: http://www.le-eparchy.ru/node/492
опубликовано священник алексий в ср, 25/08/2010 - 22:32
ваше преосвященство, владыка никон! ваши высокопреосвященства! уважаемый олег петрович! уважаемые представители государственной власти! дорогие отцы, братья и сёстры!
хотел бы поблагодарить вас, владыко, за этот рассказ о жизни вновь созданной липецкой епархии. действительно, образование липецкой и елецкой епархии стало важнейшим событием в жизни людей, жителей этого благодатного черноземного края. мы видим, что всего за семь лет - преобразилась в церковном отношении эта земля. мы видим благолепные храмы, прекрасное епархиальное управление, хорошо организованную работу в области образования молодёжи, с вооружёнными силами, со средствами массовой информации и многое другое. я радуюсь возможности в юбилейный год 400-летия богородице-рождественской обители посетить эту землю и поклониться её святыням.
мой визит приурочен ко дню памяти святителя тихона задонского – великого угодника земли нашей. его пример человека, который жил в 18-м веке, для нас, людей, живущих в 21-м веке, обладает огромной притягательной силой. особенно это верно для пастырей.
сегодня на богослужении читалось евангелие от иоанна, которое мы читаем, когда полагается поминать память святителей, - с замечательными словами о том, что «пастырь душу свою полагает за овцы» (ин. 10, 11). а «наемник, который не есть пастырь», не заботится об овцах. он убегает, когда идут волки. и даёт волку расхитить свою паству.
на протяжении истории церкви мы видим несметное множество примеров искреннего пастырского служения, когда пастыри отдавали жизнь свою за народ. и совсем ещё недавно, на всём протяжении 20-го века, многие из них взошли на голгофу, на крест, став священномучениками и исповедниками. но известно также и то, что как в те трудные годы, так и в годы сравнительного благополучия, были среди пастырей и те, кто не готов был защищать паству свою от 'волка', стремящегося расхитить 'овец'.
сегодня мы живём в такое время, когда для русской церкви не существует никакой внешней опасности. мы живём в свободной стране, в православной традиции, мы являемся свидетелями возрождения нашего народа. но одновременно, будут величайшей ошибкой утверждать, что нет тех самых волков, которые хотят похитить паству. они были, есть, и будут, поскольку враг церкви – сам дьявол! и он действует через людей.
и сегодня, время от времени, появляются лжеучителя, которые под видом защиты церкви и православия сеют семена сомнений, стараясь разделить паству и пастырей.
но есть и другие волки, которые воздействуют на массовое сознание людей через очень удобные для такой цели средства массовой информации. они создают ложные и опасные идеалы жизни и ценности, и привлекают к этим целям и ценностям людей, духовно неопытных, в первую очередь молодых людей.
церковь призвана защитить паству. но это особая миссия, ведь это не сражение в открытом и честном бою, это поле невидимой брани за человеческий ум. и вот на этом поле брани пастыри не должны щадить живота своего, чтобы защитить свой народ. а как возможно защитить народ от невидимых, для души мыслимых поступков, обликов? нужно народу предложить другие мысли, призвать к иным поступкам, начертать иные образы, которые проистекают из нравственной традиции народа нашего, из его патриотической традиции, из его любви к земле своей, к святыням своим.
это непростая брань, потому что волки обращаются к человеку, воздействуя на его инстинкты. всё, к чему призывают сегодня эти опасные лжеучителя, всё направляют они к человеческой страсти, к человеческому инстинкту. а инстинктивная природа человека сильна. и очень часто люди умные, образованные, имеющие добрые мысли – спотыкаются. о те самые препоны и преграды, что сеет враг рода человеческого, спотыкаются иногда так обидно и мелко, падают со своей духовной высоты…
и все должны знать, что та невидимая брань, которую ведёт церковь – «не против плоти и крови, но против миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной» (кол., 2, 15). и этим ложным образам и мыслям мы должны противостоять светом яркой и притягательной истины. мы должны людей призывать к действиям, которые закаляли бы их волю, формировали национальный характер, делали способными защищать себя и своих родных и близких, защищать отечество. мы должны формировать такой образ миробытия, светлого, проникнутого божественной благодатью, миром, любовью, верностью, единством, душевным покоем...
святитель тихон, память которого мы сегодня празднуем, а также и феофан затворник, и амвросий оптинский, связанные с этими землями, были теми учителями и пастырями, которые помогали формировать такой образ мыслей и действий. в основе их духовного творчества лежал личный религиозный опыт. а ведь писали не «кое-как», а от своих обширных знаний, которые были необходимы, чтобы обращаться к «тогдашнему» современному обществу. но в основе их знаний было духовное знание, духовное ведение, духовный опыт молитвы и переживания божьего присутствия. и тогда, опираясь на знания, которыми они обладали, они таким образом интерпретировали свой собственный духовный опыт современникам, что слова их становились яркими, сильными, не только для тех, кто жил в их время, но и для нас, отделённых от них десятками и сотнями лет. они показали, как нужно служить богу и людям, чтобы «волк не расхитил овец».
я радуюсь всему тому, что происходит на липецкой земле, радуюсь возрождению духовной жизни, радуюсь также несомненным успехам в экономическом и социальном развитии области. я бы хотел призвать в первую очередь пастырей и всю церковь к сохранению тех великих основ нашей духовной жизни, что переданы нам святыми апостолами от самого господа, и поколениями святых отцов и учителей церкви. если будем полагать всё то, чему научены, в основу нашей жизни, и не только церковной, но и жизни общественной, и государственной, - вот тогда все эти великие идеалы никогда не будут расстроены силой человеческой страсти и человеческого инстинкта.
я хочу также от всего сердца пожелать губернатору, светскому руководству, всем тем, кто несёт ответственность за развитие липецкой области, помощи божией… и чтобы работа светских руководителей сочеталась с заботой о духовной жизни народа. я вижу такой подход в деятельности местной власти, благодарю за это, и надеюсь на всестороннее взаимодействие светской и духовной власти, церкви и общества, для совместных трудов во имя нашего отечества, во благо всех жителей липецкой области.
в память о пребывании в городе липецке я хотел бы подарить собору изображение святого преподобного амвросия оптинского, выполненное в высокохудожественной манере искусного шитья. пусть память об этом святом возбуждает нашу верность надежде благой! на иконе имеется специальная дощечка, которая указывает на то, что это – дар патриарха. когда будете подходить и молиться – вспоминайте своего патриарха…
а всем вам, мои дорогие, я хотел бы передать иконочки святителя тихона, задонского чудотворца со своим патриаршим благословением.
храни вас всех господь!




Яндекс.Метрика