Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

доброта должна быть активной

если гулять вечером по дамбе, что близ улицы климова, то можно увидеть, как в сторону кировского пляжа направляется высокий человек с черной сумкой наперевес. он бодро спускается в холодную и темную октябрьскую реку, плывет, не замечая ветра и не скрывая удовольствия. молодежь на пляжных скамейках, поминутно тянущая пиво, начинает заинтересованно оглядываться в сторону необычного посетителя.  

с отцом анатолием мы познакомились около десяти лет назад. я пришла к нему на первую в своей жизни исповедь. прочитав с десяток книг о благочестии, посещая храм, я искренне считала, что ушла несколько дальше той молодежи, что населяет пляжные лавочки и умеет «брать от жизни все». тогда отец анатолий так же искренне объяснил мне, чего стоят все мои убеждения… 

милосердие с характером

некоторые его слова я начинаю осознавать только сегодня: о том, как опасно дремать в самодостаточности, надуманной благочестивости, как важно уметь терпеть обличения. научиться не проходить мимо, не быть прохожим - значит интересоваться каждым, только искренне, по-настоящему, наконец, перестать любить в этой заинтересованности себя самого. «часто нам кажется, что мы кому-то помогаем: подали нищему шапку или пальто со своего барского плеча, за кого-то попросили и поучаствовали в его жизни. но помогли ли? не удовлетворяем ли мы собственное самолюбие, не перекладываем ли подсознательно ответственность за человека на кого-то другого, оставаясь внутренне безучастными в своей доброте? оказывается, что мы даже не начинали делать, «а думали, что мчимся на коне», - разъясняет он мои недоумения, когда я в очередной раз приезжаю в храм на лесной поляне – храм георгия победоносца на увале, где служит настоятель отец анатолий.

выдавливать из себя по капле «прохожего» оказалось неимоверно тяжело, но еще тяжелее было признать, что этот «прохожий» в душе существует. памятны мои рассуждения о том, как старалась просить помощи для кого-то, тогда мне казалось страшным злом чье-то кажущееся равнодушие, угнетало то, что никто не спешил с открытыми объятиями и христианским человеколюбием проявить щедрость души. мы сидим чуть ли не до полуночи в трапезной увальского храма: несколько моих знакомых, женщины-прихожанки. мы знаем, что батюшка не выспится: на следующий день служба, к которой еще нужно подготовиться, - но бессердечно продолжаем расспрашивать. он смиряется. говорит о милосердии истинном и ложном, о милосердии, которое заставляет забыть себя и смиренно понести ношу другого. и действительно: нельзя просить о помощи или «служить другому», не сумевши стать как дитя: простым и чистым сердцем.  

он не позволяет жаловаться. все попытки вызвать сожаление к себе и указать на виноватого чаще всего вызовет его предложение поискать причину своих проблем, бед и конфликтов в самом себе. мучительно тяжело непрерывно нести свой крест, и у каждого хотя бы раз возникало искушение его оставить, чего, по мнению батюшки, нельзя допускать, а иначе появляется ложное саможаление. зачастую ложно жалея своих ближних, мы не даем им подняться. отец анатолий считает, что любовь к ближнему заключается в действенном сострадании. умение вызвать в душе человека возмущение и смятение из-за своих неправильных мыслей и поступков – редкий талант. в свое время у меня возникало ужасное негодование от того, что мне предлагают почувствовать себя виноватой в любой ситуации. возникало искушение во что бы то ни стало доказать свою правоту, а быть неоцененной никак не хотелось. у духовно неопытных людей, к коим отношу и себя, подобная процедура вскрытия совести вызывала желание хлопнуть дверью.

действительно, не каждый в состоянии тут же, не сходя с места, признать собственную убогость. уязвленные и обиженные «в лучших чувствах», совсем неофиты и люди поопытнее, уходили после его бесед, но с тем, чтобы вернуться вновь. этот метод кнута без пряника на первый взгляд может показаться парадоксальным и даже жестоким, если бы не доказывал проверенную жизнью истину: комплименты не позволяют человеку рассмотреть свою гордыню, а открытые двери не помогают преодолевать препятствия. как это ни странно, но душа крепнет от подзатыльников.

«господь дает работу, значит, вы действительно нужны людям, нужны, чтобы приносить пользу другим. стоит себя в сторону подвинуть и просить, чтобы бог подал сил и терпения. для того, чтобы доказать, что я не могу работать, придется болеть», - отвечает он прихожанке, которая сетует на болезнь и усталость. в подтверждение своих мыслей указывает на терпеливых старушек, которые, преодолевая свою немощь и болезни, купаются до осени в холодной воде, несут свое служение. подобная здоровая требовательность и аскетизм смиряют очень многих. дождаться легковесной похвалы от него невозможно, но если человек проявил трудолюбие и действительно постарался, то всегда поддержит.

чувство обостренного соучастия в жизни каждого - примерно так я обозначила его принцип отношения к людям. видимо, благодаря этому принципу участниками приходской жизни становились разные люди. кто-то по сей день трудится внутри общины, творя созидание как в самом храме, так и во внутреннем храме души. так на приходе появились супруги татьяна и андрей. андрей плотничал и вел строительную работу в храме, смирение в душе сменялось борениями; сейчас, по мнению жены татьяны, андрей с батюшкой - настоящие друзья. татьяна полагает, что нигде нет такого умиротворения, как в увальской церкви. даже причастие здесь кажется особенным.  

«я чувствую, что храм людям нужен, именно поэтому они сами постоянно что-то достраивают и улучшают в нем», - делится своими мыслями настоятель.

сейчас территорию лесного храма окружают ухоженные клумбы с цветами, есть даже небольшой участок с овощами, и, конечно, источник с освященной водой, прохладной и очень вкусной. ранним утром в храм через двери проникает прохладный лесной воздух, можно слушать щебет лесных птиц, которые садятся на окна, пытаются заглянуть внутрь. от стен пахнет деревом и, кажется, даже смолой. шумно и многолюдно здесь становится в большие праздники, когда на опушке появляются большие столы с угощениями, которые готовят гостеприимные увальские женщины. в другое время здесь всегда царит тишина. многие приезжают сюда, чтобы отдохнуть от городской суеты.

аскетический принцип простоты, умение довольствоваться малым и быть благодарным за все – одни из ключевых понятий жизненной философии отца анатолия. подобный позитивный подход передается его прихожанам. он считает, что у нас слишком много требований: к богу, друг другу, к жизни. по его мнению, отсутствие смирения и трезвости мысли – главные проблемы современных людей.  

на вопрос о своих личных надеждах и чаяниях батюшка неизменно отвечает: «нам, трудящимся, слава богу, живущим и здоровым даже и желать нечего».  

школа трезвения

отец анатолий известен своими трезвыми храмовыми праздниками: новый год, престольный георгиевский праздник, когда на столе нет и не может быть спиртных напитков. во время одного из храмовых застолий посетители ближайшей шашлычной, проходя мимо, немало удивлялись, не заметив в руках прихожан узаконенных традицией и общественной моралью бокалов и стопок.

среди своих прихожан батюшка пропагандирует здоровый образ жизни как основу нравственно здоровой души. подобные убеждения, как и принципы самопреодоления, смирения тела, а через это и смирение духа, отражают и составляют основу его характера. отцу анатолию претит всякая привязанность к комфорту. «душа становится расслабленной и капризной», - весело замечает он, не расставаясь с легкой одеждой до самых холодов.  
нередко в походах на реку батюшку сопровождают отважные женщины-прихожанки, которые, преодолевая слабость воли, холод и недоуменные взгляды общественности, смело купаются даже в холодной осенней воде. многие женщины ходят пешком из города до увальского храма и навсегда отказались от спиртного. кого-то на этот шаг подвигло стремление действенно помочь страдающим алкогольной зависимостью родным, а для кого-то просто стало личным убеждением. со временем костяк активисток сплотился в общество «трезвение».


уже несколько лет батюшка вместе с наркологом-психиатром елизаветой бухтояровой ведут «школу трезвения». через эту школу прошли десятки людей, зависимых и страдающих разными видами страстей. чаще приходят родные страждущих, потому что понимают: без бога и духовной поддержки невозможно никому помочь. иногда даже внешне вполне здоровые люди приходят в «школу трезвения», чтобы научиться бороться с духовными изъянами, которые кажутся незаметными. почему этим нужно заниматься организованно? на это батюшка отвечает, что, объединяясь, мы поддерживаем друг друга, создаем атмосферу братского содружества. лариса и дима приехали из деревни, искали работу. они казались немного потерянными. сейчас это постоянные участники школы и помощники на приходе.

отец анатолий с заражающим азартом и убежденностью говорит о том, что абсолютная телесная трезвость становится хорошим дополнением к трезвости духовной. подобные ограничения кажутся многим излишними и слишком категоричными, но участники сообщества считают, что совершенно ничего не потеряли, а только приобрели: стали гармоничнее и счастливее.  

«иногда к нам присоединяются те, кто хочет встретить новый год без спиртного, то есть трезво. после чего многие сами начинают осознавать, как красиво, интересно и с душой можно отметить праздник без всенародно любимых напитков», - говорит отец анатолий.

гуляя по дамбе, я спустилась к холодной, подернутой рябью реке. поежилась. надеюсь, что со следующего года непременно начну купаться.

ирина палкина