Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

использование молодежного потенциала в просветительской деятельности на приходе

сильвестров артемий, руководитель православного молодёжного миссионерского центра при соборе св. благоверного князя александра невского. катехизическая деятельность новосибирской епархии русской православной церкви - современный опыт. доклад на семинаре «катехизация в приходе» проходившему в рамках xiv новосибирских рождественских образовательных чтений 13 января 2011 года..


свое сообщение о миссионерском опыте новосибирской епархии мне бы хотелось открыть словами блаженной памяти святейшего патриарха московского и всея руси алексия второго. еще в 2004 г. на епархиальном собрании города москвы святейший патриарх алексий отметил, что перед нами открывается необъятное поле для миссионерских трудов: в частности святейший патриарх сказал: «во многие храмы столицы приходит огромное количество людей невоцерковленных – как москвичей, так и приезжих. большинство из них представители молодого поколения. они приходят из любопытства и уходят, быть может, навсегда, ничем не заинтересовавшись всерьез. но если бы мы относились к своему храму как к миссионерской территории, то сколько людей обрели бы веру и приобщились ко христу?!». слова святейшего патриарха, конечно же, относятся не только к храмам города москвы, но и к приходам других городов.

так следуя словам святейшего патриарха алексия, с сентября 2010 года в новосибирском соборе во имя святого благоверного и великого князя александра невского ведется новая форма миссионерской деятельности. по большим праздникам и в воскресные дни с 12:00 до 17:00 в храме работает консультационная группа молодых миссионеров. цели этой группы:

1) помочь людям, зашедшим в храм возможно даже с целью любопытства, узнать о православии;

2) помочь нашим согражданам преодолеть неловкость перед священником (вследствие десятилетий безбожия многие люди не имеют смелости обратиться напрямую к священнику);

3) самим молодым людям получить опыт миссионерской работы не только в церковной ограде, но и за ее пределами (дома, в институте, на работе).

в настоящее время дежурства проходят в две смены по 2,5 часа. в каждой смене дежурит по возможности 4 человека с именными беджиками (двое на входе в храм и двое рассредоточены по храму). каждый консультант составляет подробный отчет о своей работе, в котором указывает те затруднения и сложные вопросы, с которыми он столкнулся в процессе дежурства. один раз в неделю под руководством настоятеля собора протоиерея александра новопашина проводится собрание консультационной группы, на котором обсуждаются вопросы, возникшие во время дежурства. обычно задаются такие вопросы как:

1) где поставить свечу о здравии, об упокоении; как помянуть усопшего;

2) о расположении той или иной иконы и какому святому помолиться в определенных случаях;

3) об истории собора; некоторые даже просят провести небольшую экскурсию по храму;

4) как нужно одеваться в храм;

5) о суевериях, в том числе «околоцерковных»;

6) как можно принять крещение, кто может быть крестным, какие его обязанности; как повенчаться, как правильно подготовится к исповеди и причастию.
были беседы с сомневающимися, с людьми, попавшими под влияние сект, с теми, кто хотел просто выговориться (поделиться радостью или горем). бывали беседы, в ходе которых выяснялось, что пришедшие в собор люди были посланы в церковь оккультистами, экстрасенсами или т. н. «бабушками». некоторые беседы затягивались до нескольких часов. большинство людей были благодарны и некоторые даже говорили, что будут теперь ходить в наш собор. при этом главным условием для консультантов является миссионерская приветливость и ненавязчивость.

как пример начала разговора: по большим праздникам консультанты обычно приветствуют зашедших в храм людей и поздравляют их с праздником. при этом реакция у собеседников разная, но многие из них спрашивают о празднике и получают квалифицированный ответ миссионеров, при необходимости беседа может продолжаться долгое время. люди нередко радуются, что попали в храм на такое событие и не остались без внимания.

актуальность подобного рода консультационной деятельности на приходе более чем очевидна. я бы назвал как минимум два аргумента в пользу приходского консультирования:

1. первый аспект я бы назвал социальным. согласно статистическим данным к православным причисляют себя примерно 70% население российской федерации, причем только половина из них (т. е. около 30% от всех опрошенных) называют себя «условно воцерковленными», другими словами, заходящими в храм два-три раза в год поставить свечку. и только 4% от всех респондентов назвали себя в воцерковленными людьми, регулярно участвующими в таинствах церкви, т. е. исповедующимися и причащающимися. но и это еще не все… только половина из назвавших себя воцерковленными (т. е. 2% от всех опрошенных) смогли без проблем вспомнить начальные слова «символа веры». из вышеприведенной статистики становится ясно, что большинство людей заходящих в храм, как правило, ничего не знает о православии. но в храм они все-таки заходят, что свидетельствует об их благорасположении по отношению к православию. однако сколько примеров, когда такое благорасположение ломалось об нахмуренность и ворчание церковных бабушек-свещниц, безучастность и грубость сторожей. поэтому, одной из задач миссионерской деятельности сегодня заключается в том, чтобы достойно встретить эту категорию номинальных верующих, в период их душевного расположения, когда они сами идут навстречу. и, ответив на банальный вопрос пришедшего, акцентировать его внимание на необходимости знать хотя бы основы православного вероучения, и указать несложные пути к достижению этой цели. конечно, миссионер-консультант не может заменить священника, и в случаях, когда вопрошающие задают вопросы, касающиеся духовных аспектов их личной жизни, консультанты рекомендуют непосредственно обратиться к дежурному священнику. в данной системе церковной иерархии консультанту отводится незаменимая роль перераспределителя, что, несомненно, облегчает служение священников.

2. второй аспект я бы обозначил как молодежно-церковный. выше было сказано, что служение миссионеров-консультантов необходимо, прежде всего, самой верующей молодежи. молодой человек в храме очень часто испытывает определенный диссонанс. ему весьма сложно быть безучастным к тем явлениям, которые напрямую затрагивают его жизнь, и в этом смысле ему необходимо найти себя в нашей церковной дисциплине. приняв веру, войдя в храм, став православным, ему тем ни менее сложно ограничить свою веру исключительно присутствием за богослужением, участием в таинствах и т. д. он молод, в нем много сил и он готов послужить. стремление послужить – естественное стремление молодости, а таковое стремление подразумевает цель, причем цель серьезную, ради достижения которой требуется с лихвой вложить душевные и интеллектуальные силы. не на всех молодых прихожан того или иного прихода найдется место алтарника. не у каждой молодой девушки найдутся достойные вокальные данные, чтобы стать певчей на клиросе. и такие, походя в церковь годик-два, постепенно и как бы незаметно растворяются в водовороте светской жизни. при этом они не отрекаются от православной веры, не становятся сектантами, но их горячий энтузиазм еженедельного (а подчас даже и ежедневного) посещения церкви постепенно угасает. и как важно в данной ситуации предоставить молодому человеку определенную инициативную область для его деятельности и посильную ответственность за таковую. служение миссионеров-консультантов в этом плане видится мне наиболее успешным и результативным использованием молодежного потенциала в просветительской деятельности на приходе. здесь же для молодого человека открывается и перспектива будущего церковного служения, а для церкви намечаются кандидаты в будущие миссионеры, катехизаторы и священники. уже на этом этапе молодые люди осваивают первые ступени богословской науки. ведь для того чтобы быть достойными собеседниками и компетентными консультантами им необходимо знать историю собора, историю, сюжет и символику каждой иконки, которая есть в соборе, историю богослужения (историю и символику каждого песнопения). они должны учиться отвечать на основные недоумения, какие есть у людей по поводу нашей жизни и веры. сама практика приходского консультирования помогает сплотиться и самой церковной молодежи. ничто не сближает так, как общее дело, общее служение.

мой личный опыт так же свидетельствует о пользе подобного рода служения. я в течение двух лет был непосредственным сотрудником информационно-консультационного центра по вопросам сектантства. за этот период времени я был свидетелем судеб многих наших сограждан пострадавших от деструктивных культов. почти всех этих людей (со временем ставших жертвами той или иной секты), изначально объединяло одно: поиск истины, и, странно предположить, что в нашей стране, люди искавшие веру истинную, каким-то странным образом не заметили православную церковь. в том то и дело – заметили, и пришли, но не были встречены должным образом, не увидели никакой заинтересованности, не почувствовали любви и тепла, не были выслушаны, не получили ответа на волнующие их вопросы. печальнее всего то, что как раз те, искомые понимание, участливость и заинтересованность эти люди, как им казалось, увидели в различных деструктивных организациях. и теперь понимая всю ошибочность своего выбора, понимая, что православие есть истина, они говорят: «если бы тогда, когда мы пришли в православную церковь с нами бы поговорили так, как вы сейчас говорите, ответили бы на все вопросы, все объяснили, успокоили, то мы никогда бы ни в какую секту не пошли бы». в этом плане миссионерская пассивность некоторых наших приходов является косвенной виновницей в страданиях этих людей, и наши предубеждения касательно того, что «на все вопросы должен отвечать только батюшка» работают на врага! и мне кажется, приведенное выше свидетельство бывших сектантов является самым весомым аргументом в пользу необходимости служения приходских миссионеров-консультантов. об этом неоднократно говорил в своих выступлениях и святейший патриарх кирилл. в частности о необходимости привлечения подготовленных мирян к приходскому консультированию святейший патриарх сказал: «90-е годы прошлого века были отмечены живым интересом российского общества к церкви, и молодые люди первыми пришли в храм. но кто их там встретил? злые старушки и строгие батюшки, которые потребовали от них выполнения внешних форм благочестия, часто без объяснения их внутреннего содержания и смысла. по этой причине многие люди не смогли найти в церкви ответа на свои вопросы, чаяния и стремления. следует стремиться к такому устроению приходской жизни, чтобы всякий приходящий в храм мог хотя бы на мгновение приобщиться к той радости о христе воскресшем, которой исполнено христианство».

протоиерей георгий флоровский в свое время сказал: «русь вновь крещена, но не просвещена и совсем (в масштабах страны) невоцерковлена». и в данной ситуации ревностное служение приходских консультантов-миссионеров есть один из способов просвещения светом христовой истины многих наших лишь только номинально крещеных сограждан.

orthedu.ru /

(голосов: 0)

версия для печати просмотров: 0

Яндекс.Метрика