Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Святой Софроний родился в IV веке в г. Дамаске от благочестивых и богатых родителей. С самой юности он полюбил духовное просвещение и целомудрие и с любовью стал изучать Священное Писание. Изучив его, он, заботясь о своей душе, стал посещать монастыри и пустыни и там собрал все полезное из уст святых отцев. Придя в Иерусалим, он в одной обители встретил мудрого инока Иоанна Мосха, с ним сблизился и привязался к нему, как сын. Вскоре на Иерусалим напал Хозрой, царь персидский. Святой Иоанн и Софроний на это время оставили Иерусалим, который в их отсутствие был взят персами, а древо Креста Господня с патриархом Захарией было взято в плен.

Святые Софроний и Иоанн Мосх, удалившись из Иерусалима, предприняли далекое странствование по монастырям, посетили пустынников палестинских, сирских и египетских, везде беседовали со святыми мужами, и все, что видели и слышали поучительного, записывали в книгу, и таким образом составилась весьма назидательная книга под заглавием «Лимонарь, или Луг духовный».

Софроний, сделавшись монахом, еще больше приложил трудов в заботах о спасении себя и других. Пребывая в г. Александрии, он описал чудеса святых мучеников Кира и Иоанна в благодарность за исцеление очей своих от мощей их. После этого он опять переселился в Иерусалим и был свидетелем возвращения сюда из плена древа Честного Креста вместе с патриархом. Спустя немного времени за свою мудрость и строгое благочестие сам Софроний был избран в патриархи Иерусалимские. Любимым его занятием было составление поучений и песней духовных, а также житий святых. Так, он описал жизнь преподобной Марии Египетской. А из песней церковных им составлена замечательная песнь в честь Иисуса Христа: Свете тихий, которую поют за вечерней и за всенощной.

Святой Софроний, всю жизнь заботившийся о своем духовном просвещении, о приобретении познаний, о назидании себя и ближних примером благочестия, служит для нас, братия, образцом самого живого попечения о своей душе.

Между христианами нынешнего времени весьма многие нерадят о своей душе и ее истинных нуждах и пользах. В наше время весьма многие заботятся о своем теле и о своих телесных нуждах и пользах несравненно больше, нежели о своей душе; тело до пресыщения упитывают всякой изысканной пищей, а о душе, требующей также умственной пищи - чтения слова Божия, чтения духовных книг, душеполезных бесед, добрых настроений и чувствований, умственного просвещения, теснейшего союза со Христом, Спасителем нашим, в Таинстве Причащения, нерадят и не заботятся. Конечно, нам должно заботиться и о теле: о телесной пище, об одежде, о жилище и о других житейских потребностях; но эта заботливость у весьма многих, к величайшему сожалению, слишком неумеренна, весьма беспорядочна и составляет почти единственное их дело.

Братия! Наше тело, по недостатку в своих необходимых потребностях, которые, благодарение Господу Богу, весьма невелики и удовлетворяются очень легко, может ослабеть, заболеть, умереть, но, если оживляющая его душа чиста, воскреснет в лучшей крепости, силе и красоте. Когда же заболевает и умирает от грехов душа, то она погибает для блаженной жизни уже навсегда и воскреснет только для ужаснейших мук.

Нам должно всемерно пещись о нашей душе. Это потому, что наша душа бесценна. После ангелов, архангелов, херувимов и серафимов, окружающих престол Божий и вечно блаженных, наша душа есть важнейшее из всех созданий Божиих: она, по своей природе, есть образ Божий. Хотя в нынешнем нашем состоянии, в состоянии падения, наша душа уже не то, чем она была создана, но, несмотря на это, мы не можем сомневаться в величии ее природы, потому что слово Божие ясно нам говорит: и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его (Быт. 1, 27).

Наша душа бесценна! Она есть храм Всесвятаго Духа. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас, - говорит святой апостол (1 Кор. 3, 16). Но если наша душа так величественна, если она должна быть храмом Всесвятаго Духа: то не должно ли нам употреблять все попечение, все усилия, всю ревность, чтобы очищать это прекрасное создание, если оно у нас не чисто, от всех нечистот и сохранять его в возможной чистоте и беспорочности.

Наша душа драгоценна! Иисус Христос некогда положил человеческую душу на весы против всего видимого нами мира со всеми его бесчисленными созданиями, красотами, сокровищами и огромностью, и нашел, что весь мир не может вознаградить собою человеку потерю души его: кая польза человеку, - сказал Он, - аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (т.е. погубит)? (Мф. 16, 26).

Наша душа бесценна! Сын Божий, дабы спасти нашу душу от вечной погибели, которой она подверглась за грехи, Сам сшел с неба, родился в бедности, жил на земле, трудился, боролся с житейскими тягостями, был гоним, поруган, биен, распят и умер в жесточайших муках. Но если Сам Сын Божий и Бог решился искупить наши души так непостижимо дорого, то не должны ли мы со всей заботливостью и со всей ревностью стараться спасти свою душу для самих себя?

Наша душа неоцененна! Она для того создана такой прекрасной, для того искуплена так дорого, для того осыпана Божиими милостями так богато, чтобы, по кратком времени упражнения и испытания на земле, наследовала вечное Царство Божие. Самый Дух, как говорит апостол, спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия. Аще же чада, и наследницы (Рим. 8, 16), наследники вечного Царствия (Иак. 2, 5). Теперь рассудите, какое внимание, какую заботливость употребляют, чтобы сохранить наследника какого-либо земного престола! Все готовы жертвовать жизнью для его сохранения, если он как-нибудь подвергается опасности, и для утверждения за ним права на земное царство, если оно у него оспаривается. Менее ли нам должно употреблять внимания и заботливости, чтобы спасти свою душу, назначенную к наследию Царства вечного?

Но если наша душа так бесценна в очах Божиих, и так бесценна должна быть в глазах наших собственных, то не безрассудно ли весьма многие из нас поступают, когда они более стараются о своем теле, чем о своей душе!

Если наша душа так бесценна, то как безрассудно многие из нас поступают, когда продают свою душу за какие-нибудь приятные или полезные нашему телу мирские ничтожные вещи! Безрассудно поступил Исав, когда он променял важное право первородства своему брату на кушанье; но многие из нас поступают несравненно безрассуднее, когда продают свое право быть чадами Божиими за вещи земные, всегда тленные и ничтожные!

Если наша душа так бесценна и так превосходит тело и все вещественное: то как безумно многие лишают ее живой пищи — духовного света, т.е. умственного и религиозно-нравственного просвещения и жизни в союзе с Богом!

Итак, употребляйте, возлюбленные братия, по примеру святителя Софрония, все ваше попечение о спасении человеческой души!