Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Святая Церковь празднует ныне память святителя Никифора, патриарха Цареградского. Когда вступил при нем на царство иконоборец Лев Армянин, начались заключения, притеснения и телесные наказания всех почитателей святых икон. Многие устрашились гонения и перешли к иконоборцам. Положение патриарха было самое тяжелое! Он горячо молился Господу о сохранении Церкви от еретиков, действовал на пасомых и словом убеждения, всех умолял не бояться гонений и держаться Православия. Многие внимали его слову. Но императору это было неприятно, и он решился самого патриарха склонить к отступлению от Православной веры. Он старался на него действовать и ласками, и угрозами, но ничто не помогало. «Напрасны твои труды, государь! Мы не можем изменить древнего предания, мы чтим изображения святых, как Крест и Евангелие». Так отвечал святитель Никифор, нимало не боясь царского гнева. Святой патриарх соборно молился Господу об уничтожении ереси, открыто посреди церкви учил и убеждал всех почитать святые иконы. Тогда по повелению императора, убедившегося в непреклонности патриарха, явились воины, взяли святителя Никифора и отправили в заточение на один остров. Тринадцать лет святой исповедник провел там в душной темнице при непрестанных оскорблениях и угнетениях, которые мало-помалу расстроили его здоровье. Он скончался в 828 году и был погребен при церкви Святого Мученика Феодора в монастыре, самим святителем основанном.

Через 19 лет по смерти святого Никифора, в царствование благочестивой царицы Феодоры, святой патриарх Мефодий предложил ей перенести святые мощи Никифора в Константинополь, на что она охотно согласилась. Мощи святителя Никифора были обретены нетленными и благоухающими и с торжеством были перенесены в Царьград 13 марта 846 г., и положены в соборной церкви Святой Софии. Сама царица Феодора с сыном своим Михаилом присутствовала при этом торжестве.

Многоскорбен был путь пастырской жизни святителя Никифора! Много скорбей переносили, исполняя свой долг, свое призвание, и все пастыри во времена древние! Но не менее того достается на долю пастырскую этих скорбей и во всякое время. Укажем и вспомним эти скорби.

Что требуется от пастыря? Руководство душ ко спасению, — он должен давать правильное христианское направление своим пасомым. Как отец в семействе строго следит за направлением каждого из своих домочадцев, так и пастырь Церкви должен бодро стоять на страже спасения вверенных ему душ, строго наблюдая, как бы в какой дом, в какое семейство не вкралось учение ложное, вредное. Но многие ли ныне стараются поставить себя под это руководство? Многие не убегают ли от пастырей Церкви, не отдаляются ли от них? Не стараются ли избегать даже самой встречи с ними, даже простых разговоров с ними? И какая это великая скорбь для пастыря – видеть отделяющихся, а не приближающихся к себе!

Далее, пастырь должен проповедовать слово Божие в храме. Но и здесь он встречает скорби. Одни совсем не ходят в те храмы, где проповедуется слово Божие, потому что не любят слушать пастырских поучений; другие, пришедшие, или сейчас же уходят, или заводят разговор, доказывая тем то же невнимание, ту же нелюбовь к просвещению духовному. Вот и новая скорбь для пастыря Церкви! Он учит, а его равнодушно, рассеянно и без любви слушают; он желает спасения, просвещения своих пасомых, трудится для этого, а ему не сочувствуют, трудов его не ценят, от его слова отвращаются.

Но вот пастырь Церкви и молится за своих пасомых. Он рано встает на молитву, часто он совершает Божественную литургию. Он молится о милости, мире, здравии, долгоденствии, благопоспешении своих пасомых, принесением бескровной жертвы он испрашивает прощение грехов их. Но и тут не без скорби для пастыря. Чем за все это платят ему? Часто неблагодарностью, непростительным невниманием к материальным нуждам его, неуважением его, простирающимся до нежелания получить благословение от него, боязнью встретиться с ним, причем такая встреча считается худым признаком. Присоедините к этому еще нарекания, поношения и в обществе и в печати, так смело, так резко расточаемые на служителей Церкви. Не личность, не одно только человеческое достоинство здесь оскорбляется и страдает, а сан, звание, — больно то, что дети восстают на отцов, руководимые на руководителей, что, унижая служителей веры, хотят унизить самую веру. Как это походит на поступок Хама, сына Ноева, который, увидавши отца в неприличном виде, насмеялся над ним, пошел и рассказал братьям своим. Тяжкий грех на свою душу принимают эти мнимые радетели, а на самом деле хулители служителей алтаря Господня.

Братия! Трудное служение пастыря старайтесь облегчать собственной ревностью к богоугождению, следованием добрым наставлениям пастыря, подражанием добрым чертам жизни его. Тогда между вами и пастырем установится тесная, неразрывная связь.

Господи! Молитвами святителя Никифора дай Своей Церкви пастырей, правоправящих слово Твоей истины, сотвори, чтобы и пасомые достойны были таких пастырей.