Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
вот уже более 500 лет на ступинской земле существует
первым строителем троицкой обители был игумен владимир, который и считается документально известным основателем монастыря. преподобный владимир белопесоцкий был родом из ржевских бояр, а в монашество пострижен в новгородском
новый мужской монастырь, находящийся на южном рубеже московской руси, был ещё и крепостью, стоявшей на защите от набегов крымских ханов. именно поэтому великие князья иван iii, василий iii, а также и цари иван грозный, борис годунов и михаил федорович давали щедрые пожертвования на строительство монастыря и на создание оборонительных сооружений.
однако монастырь никогда не утрачивал своего, в первую очередь, духовного значения. в
уже к 1578 году в целом складывается каменный архитектурный ансамбль монастыря со стенами и башнями, который дошел до нас в сильно перестроенном в xvii веке виде.
в эпоху правления царя ивана грозного в белопесоцком монастыре был возведён монументальный ансамбль каменных зданий и сооружений. каменное строительство начато было ещё в 1564 году закладкой троицкого собора и построением каменной церкви во имя преподобного сергия радонежского с трапезной палатой. по монастырской описи сооружение было двухъярусным: «…да под церковью ж хлебня, под трапезою погребы…».
к сожалению, сооружения xvi столетия были в значительной степени перестроены в период царствования михаила федоровича, алексея михайловича и федора алексеевича, и в таком виде дошли до нашего времени. однако планировка и характер композиции монастырского ансамбля не изменялись. полностью утрачена только одна каменная постройка xvi века, древняя монастырская колокольня. еще в конце xviii столетия, в 1794 году вместо нее над надвратным никольским храмом, возведенным еще в конце xvi века, была, построена невысокая звонница. в 1681 года древняя обитель становится приписной к коломенскому архиерейскому дому и в этом качестве существует до 1700 года.
троицкий собор белопесоцкого монастыря поставлен на высокий подклет, объем его четверика со всех сторон был окружен крытой
в 1700 году монастырь был передан по указу царя петра i
в 1802–1804 годах при игумене феодуле и игумене иоанникии вдоль южной монастырской стены был построен комплекс зданий в стиле классицизма и в их число вошли два храма: сергиевская трапезная церковь была возведена на сводчатых подвалах и подклетях монастырской трапезной xvi века по благословению митрополита московского и коломенского платона (левшина), о чем гласит надпись на памятной доске: «1804 года сия святая церковь построена во имя святаго сергия чудотворца при митрополите московском и коломенском платоне…».
судьба этого храма во многом интересна. долгое время после отечественной войны 1812 года он стоял в запустении, пока в 1852 году, по благословению свт. филарета, митрополита московского, не был возобновлен и «освящен им самим».
еще один храм, в память усекновения главы иоанна предтечи, был также возведен в первой половине столетия и встроен в существующий ансамбль.
духовное делание в белопесоцкой обители продолжалось вплоть до революции. в 1916 году в монастыре подвизалось 50 братьев.
в 1918 году часть монахов была выведена за стены монастыря и расстреляна. в 1924 году монастырь был закрыт, а его здания переданы историческому музею. однако до 1933 года в троицком соборе монастыря совершались богослужения.
с середины
рядом с обителью в тихвинской церкви села среднее пребывает чудотворный образ божией матери «утоли моя печали» — одна из святынь белопесоцкого монастыря, которая была передана в этот храм.
трудно было представить, что монастырь можно восстановить, однако, в мае 1993 года на светлой седмице, троицкий белопесоцкий монастырь был открыт как женский.
2 апреля митрополит крутицкий и коломенский ювеналий посетил с архипастырским визитом
«ваше преосвященство, дорогой владыка роман, уважаемый павел иванович, матушка игумения алексия, сестры святой обители, всечестные отцы, братья и сестры! великий пост дается нам для того, чтобы мы это время, пребывая в благочестии и чистоте, размышляли о жизни своей и исповедовали своим духовникам свои грехи и пороки. святая церковь для этого учредила таинство покаяния, а через причащение святых христовых таин мы таинственно, но реально, соединяемся с господом и спасителем нашим иисусом христом. и на каждой неделе в воскресные дни великого поста за литургией читается святое евангелие, утверждающее нас в вере христовой. вот и сегодня мы слышали евангельское повествование о том, как христос спаситель чудодейственно исцелил глухонемого. это делается для нашего назидания, для напоминания о том, что господь целитель душ и телес наших. и так мы в период великого поста духовно обновляемся и получаем божию помощь, чтобы и дальше нести свой жизненный крест. как духовные маячки по нашей земле расположены храмы божии, где мы духовно назидаемся и молимся, а особенное значение имеют монастыри, как мужские, так и женские. потому что туда приходят люди, которые хотят полностью посвятить себя богу, и через жизнь свою, через служение свое помогать людям. более 500 лет эта святая обитель является таким духовным прибежищем. я сегодня прибыл сюда, чтобы совершить здесь божественную литургию и возвести в сан игумении настоятельницу монастыря матушку агнию. я спешил до весеннего половодья, потому что знаю, что в этот период жизнь монастыря затрудняется. пользуюсь присутствием здесь павла ивановича, главы ступинского района, чтобы выразить ему нашу общую признательность за то, что вы в течение многих лет, павел иванович, проявляете внимание и личную заботу о возрождении этой святой обители и помощи ее насельницам. во время таких явлений как половодье, бывают стихийные бедствия, и наши монашествующие, да и сам этот древний памятник, могут попадать в трудное положение. поэтому очень надеюсь, что вы и дальше
дорогая матушка игумения! я очень рад, что сравнительно за короткий период вы смогли здесь духовно укорениться, и, не только заботясь о своем личном спасении, но видя ваш святой пример, собралось здесь своего рода малое духовное стало ваших соработниц в деле спасения. и я благодарен игумении алексии, которая вас направила сюда по моему благословению, чтобы возглавить эту святую обитель. присутствие множества народа сегодня, в субботний день, свидетельствует для меня о том, как духовно притягивает это святое место наших людей. здесь они ищут духовного утешения, спасения о господе. и величайшая ответственность лежит на вас, на каждой сестре, насельнице и труженице святой обители, чтобы никто не ушел отсюда неутешенным, чтобы получали радость, духовное облегчение и наставление. здесь много лет беспорочно совершает свое служение отец гермоген, и я рад, что сейчас уже два священнослужителя здесь, которые совершают постоянные богослужения. сегодня, в этот радостный для всех нас день, я хочу вручить вам этот жезл, как символ вашей игуменской власти в святой обители».
затем с ответным словом к владыке митрополиту обратилась игумения агния. на молитвенную память в дар игумении агнии митрополит ювеналий преподнес изображение честнаго и животворящего креста господня. со словом приветствия обратился также и глава ступинского района
после этого состоялось уставное поминовение усопших и общая монастырская трапеза.