Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
ваше высокопреосвященство,
глубокоуважаемый владыка ювеналий!
уважаемый александр георгиевич!
уважаемые участники
традиционной пасхальной встречи!
сегодня замечательный день — среда светлой седмицы. традиционно в пасхальную неделю вы, глубокоуважаемый владыка, приглашаете нас, руководителей системы образования московской области, на пасхальную встречу, которая ежегодно становится одним из ярких моментов нашего сотрудничества. все наши встречи с вами имеют в центре своем такую важную тему, как духовное воспитание человека. и в пасхальную неделю она приобретает особый смысл. пасхальные торжества занимают особое место в духовной жизни каждого, несут с собой нравственное обновление, наполняют сердца людей теплом и светом, укрепляют веру в добро и справедливость.
второе десятилетие iii тысячелетия в истории россии можно назвать новой эпохой — эпохой формирования нового человека. и возрождение россии связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением подрастающего поколения, формированием у него
президент российской федерации дмитрий анатольевич медведев в национальной образовательной инициативе «наша новая школа» определил, что «главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
в течение ряда лет в нашем регионе ведется планомерная работа по формированию системы нравственного воспитания. сотрудничество с московской епархией русской православной церкви при постоянной поддержке губернатора московской области бориса всеволодовича громова позволило добиться значительных результатов в этом направлении деятельности системы образования московской области.
в этом году в нашу работу добавлены новее направления.
это,
к 2010–2011 учебному году издан и направлен в образовательные учреждения дополнительный тираж 40 тыс.экз. учебников «духовное краеведение подмосковья» и 3 тыс. методических пособий. также выпущена и направлена в образовательные учреждения электронная версия учебника — 1000 экземпляров.
к новому учебному году планируется выпуск ещё одного тиража учебной литературы.
преподавание в данных учреждениях организовано, ведется в форме факультативных занятий. также в ноябре 2010 года обучены 29 педагогов на курсах повышения квалификации по преподаванию предмета регионального компонента «духовное краеведение подмосковья» в
задача 2011–2012 учебного года — продолжение организации обучения преподавателей учреждений нпо на курсах повышения квалификации
10 февраля 2011 года состоялось очередное заседание координационного совета по взаимодействию между министерством образования московской области и московской епархией русской православной церкви. на заседании были определены задачи на 2011–2012 учебный год по направлению деятельности в вопросах совершенствования системы
с полными материалами заседания координационного совета каждый присутствующий может ознакомиться на сайте министерства образования московской области.
остановлюсь на основных вопросах, которые обсуждались в ходе заседания совета.
1. мониторинг и анализ организации изучения предметов «духовное краеведение подмосковья» и «основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях московской области показал, что в 2010–2011 году изменилось соотношение форм преподавания предметов
формы преподавания предметов
- основной предмет — 48%
- факультатив — 25%
- кружок -27%
также произошло изменение и в предметах, преподаваемых в школе в рамках
- «духовное краеведение подмосковья» — 65% общеобразовательных учреждений реализуют эту программу (увеличение преподавания предмета на 10% по сравнению с 2009–2010 учебным годом);
- «основы православной культуры» — 20% общеобразовательных учреждений;
- авторские программы — 5%;
- другие программы — 22%
к другим программам в рамках
в 2009–2010 году другие программы использовались только в 15% классов.
считаю, что руководителям образовательных учреждений необходимо пересмотреть программы, по которым ведется преподавание в рамках
в начальной школе наиболее активно преподается программа «основы православной культуры», в среднем звене — «духовное краеведение подмосковья», в старшем звене — другие программы этой направленности.
наиболее охвачены преподаванием предметами
в начальной школе предметы преподаются в 27% классов, что составляет 879 классов.
предлагаю в связи с введением фгос в начальной школе с 1 сентября 2011 года, вам, уважаемые руководители, рассмотреть возможность преподавания предметов культурологического цикла в начальной школе в рамках 10 часов внеурочной деятельности и привлекать для этого преподавателей не только начальной школы, но и среднего и старшего звена, прошедших соответствующую курсовую подготовку.
также прошу вас обратить внимание на преподавание данных предметов в старшем звене. предметы уже в течение нескольких лет преподаются всего лишь в 5% классов, что составляет в этом учебном году 161 класс.
2. мониторинг и анализ преподавания предметов
по результатам мониторинга, проведенного в октябре 2010 года в 73 муниципальных образованиях московской области изучаются программы по
в этом году не ведется преподавание предметов в данной направленности в общеобразовательных учреждениях города краснознаменска, в 2009–2010 году преподавание велось в одном общеобразовательном учреждении.
в 2010–2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях московской области программы по
в 23 муниципальных образованиях 100% общеобразовательных учреждений охвачены преподаванием предметами днк: г.о. бронницы, восход, власиха, дубна, жуковский, звенигород, звездный городок, коломна, королев, лыткарино,
в 2009–2010 учебном году таких муниципальных образований было всего 9.
в 3 муниципальных образованиях преподаванием предметами днк охвачены менее 20% общеобразовательных учреждений: г.о. лобня, м.р. люберецкий, раменский.
сравнительный анализ количества школ, в которых преподаются предметы
на прежнем уровне сохранилось преподавание
г.о. балашиха, бронницы, восход, власиха, долгопрудный, дубна, жуковский, звездный городок, ивантеевка, климовск, коломна, королев, котельники,
увеличилось количество общеобразовательных учреждений с преподаванием
г.о. дзержинский, домодедово, железнодорожный, звенигород,
уменьшилось количество общеобразовательных учреждений с преподаванием
г.о. красноармейск, лобня, серпухов, м.р. клинский, люберецкий, талдомский.
проведен анализ причин снижения количества образовательных учреждений в территориях. результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что причины снижения носят субъективный характер, а соответственно, могут быть устранены. в связи с этим министерством образования московской области было проведено собеседование с руководителями данных территорий. рекомендовано: муниципальным органам управления образованием разработать план работы по изменению ситуации и увеличению охвата обучающихся предметами
рекомендуем всем муниципальным органам управления образованием для увеличения популяризации
также рекомендуем муниципальным органам управления образования наиболее активно использовать в работе обмен опытом между муниципальными образованиями по данному направлению работы. такая работа успешно реализуется в ленинском и красногорском муниципальных районах и городском округе коломна.
3. оказание
ежегодно в начале учебного года министерство образования московской области направляет в муниципальные органы управления образованием методические письма, где даются рекомендации:
- об использовании программ
духовно-нравственной культуры, - о формах преподавания предметов,
- о курсах повышения квалификации.
напоминаю, что муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями необходимо предоставлять свободу выбора изучения предмета семье учащегося: родители пишут письменное заявление о предоставлении их ребенку возможности изучения предмета.
такая форма работы зарекомендовала себя, как наиболее удачная при введении предметов по истории религиозной культуры, в этом году в министерство образования московской области жалоб от родителей и общественности на изучение предмета в общеобразовательных учреждениях не поступало.
сегодня стало нормой, что родители, принадлежащие к другой конфессии, разрешают своим детям посещать уроки «духовного краеведения подмосковья».
не только в общеобразовательных учреждениях осуществляются программы по
формы преподавания предметов
- занятие — 57,9%
- факультатив — 1,5%
- кружок -40,6%
мы рекомендуем организовать данную работу во всех муниципальных образованиях.
в московской области разрабатываются пособия для преподавания культурологических программ в дошкольных образовательных учреждениях, организовывается программа для подготовки воспитателей к преподаванию предметов
важным моментом в преподавании
в настоящее время продолжают реализовываться программы курсов повышения квалификации для подготовки учителей:
- «
духовно-нравственная культура» (история и культура религий. православие); - «духовные основы русской культуры»;
- «
духовно-нравственное воспитание: философский и мировоззренческий аспект»; - «духовность и нравственность в воспитании гражданина россии, патриота своей родины»;
- «основы православной культуры».
все программы курсовой подготовки учителей, изучения предметов культурологического цикла в школе, учебные пособия, муниципальные программы рассмотрены на заседании экспертной группы с целью рецензирования новых образовательных программ и учебных пособий по
также в феврале 2011 года на заседании координационного совета проведена экспертиза программ, которые в скором времени после выполнения рекомендаций координационного совета и незначительной корректировки дополнят предлагаемый перечень.
учебные учреждения высшего и дополнительного профессионального образования московской области, в которых через курсы повышения квалификации ведется работа по подготовке педагогических кадров данной специализации, следующие:
- московский государственный областной университет,
- педагогическая академия последипломного образования,
- московский государственный областной
социально-гуманитарный институт (г. коломна).
в настоящее время отмечается рост числа педагогов
всего за последние пять лет 1950 педагогов прошли соответствующую курсовую подготовку и преподают
за последние три года возросло количество педагогов, преподающих предметы
к сожалению,
подчеркиваю, что повышение квалификации учителя — это не только курсовая подготовка, но и постоянное серьезное методическое сопровождение его деятельности.
в решении задач по подготовке педагогов важным аспектом является обеспечение учителей методической литературой по
материалы размещены на сайте гоу впо «московский государственный областной университет» www.mgou.ru (раздел «наш университет», подразделы: «культура и спорт», «духовная жизнь», «
методический кабинет включает в себя педагогический опыт, экспертизу, содержание и технологии
министерство образования московской области рекомендует учителям образовательных учреждений московской области использовать разработки в преподавании дисциплин
говоря о проделанной работе, нельзя не затронуть проблему личности учителя, работающего в сфере
московская область уже не первый год успешно участвует во всероссийском конкурсе «за нравственный подвиг учителя». цели конкурса: стимулирование творчества педагогов и воспитателей, работающих с детьми и молодёжью, расширение охвата детей и молодёжи
сейчас в московской области проводится региональный этап всероссийского конкурса «за нравственный подвиг учителя — 2011». прием работ будет осуществляться в соответствующем отделе министерства образования с 13 по 18 мая.
муниципальным органам управления образованием рекомендовано в этом году провести муниципальный этап конкурса «за нравственный подвиг учителя».
министерство образования московской области рекомендует конкурсантам обращаться для получения консультаций к местным благочинным, на заявках для участия в региональном этапе конкурса обязательно должно присутствовать согласование местного благочинного.
и, конечно, в течение года наша работа будет направлена на подготовку к девятым московским областным рождественским образовательным чтениям, которые, по вашей инициативе, дорогой владыка, пройдут под общей темой «через просвещение к нравственности».
в ноябре 2011 года мы будем отмечать десятилетний юбилей сотрудничества министерства образования московской области и московской епархии русской православной церкви и вы, многоуважаемый владыка, совершенно справедливо отметили, выступая на встрече с педагогами в декабре 2010 года в городе троицке, что «мы верим, что находимся лишь в начале большого, интересного и плодотворного пути, ведущего к духовному возрождению россии. мы закладываем основы для будущего. плоды современной просветительской деятельности дадут о себе знать через годы, когда нынешние школьники, не отторгнутые от наследия православия как их родители, но наоборот усвоившие его, вступят в самостоятельную жизнь и будут строить ее на основах веры и благочестия».
я сердечно благодарю вас, дорогой владыка, ваших сподвижников — иерархов московской епархии, благочинных, всех священнослужителей за ваши мудрые наставления, которые ведут нас по жизни, за вашу деятельную помощь. спасибо вам.