Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=343225
20 мая 2011 года 8:13
даниил семикопов: «нил сорский— один из величайших подвижников нашей церкви»
сайт нижегородской епархии. текст дмитрия романова.

в день празднования памяти преподобного нила сорского о нем рассказал кандидат философских наук, заведующий кафедрой церковной истории нижегородской духовной семинарии даниил семикопов.

«нил сорский— один из величайших подвижников нашей церкви. сведения о нем скудны и отрывочны. родился он около 1433 года в знатной семье. его брат был дьяком посольского приказа, но о детстве и юности самого преподобного мы ничего не знаем. до поступления в монашество нил занимался списыванием книг, был «скорописцем». впрочем, первые исторические сведения застают преподобного нила уже иноком. постригся будущий старец в кирилло-белозерском монастыре, где со времени самого основателя хранилось стремление к возрождению традиций раннего монашества.

преподобный нил сорский стремился к изучению истоков восточнохристианской аскетической традиции. совершив путешествие на восток, в палестину и в завоеванный турками константинополь, преподобный нил особенно долго пробыл на афоне и, по-видимому, афону был больше всего обязан тем, что стал наследником и распространителем византийской традиции безмолвного созерцания (исихазма). по возвращении на родину (между 1473 и 1489 годами) нил основывает скит, собирая около себя немногочисленных последователей, «которые его были нрава», и, предавшись замкнутой, уединенной жизни, интересуется почти исключительно книжными занятиями. несмотря на эти занятия и любовь к уединенной жизни, нил сорский принимает участие в решении важнейших вопросов своего времени. в частности, преподобный выступал с протестом против землевладельческих прав монастырей на соборе 1503 года в москве. когда собор уже близился к концу, нил сорский, поддерживаемый другими кирилло-белозерскими старцами, поднял вопрос о монастырских имениях, равнявшихся в то время трети всей государственной территории и довольно часто бывших причиной деморализации монашества. так началось историческое противостояние иосифлян и нестяжателей.

на протяжении всей истории древнерусской литературы лишь за одним нилом сорским, в заглавиях его немногочисленных сочинений осталось имя «великого старца». литературные произведения нила сорского— ряд посланий, небольшое предание ученикам, краткие отрывочные заметки, более обширный монастырский устав, покаянная молитва, несколько напоминающая великий канон андрея критского, и предсмертное завещание. важнейшие из них— послания и устав: первые служат как бы дополнением к последнему. общее направление мыслей нила сорского— строго аскетическое, но в более внутреннем, духовном смысле, чем понимался аскетизм большинством тогдашнего русского монашества. иночество, по мнению нила, должно быть не телесным, а духовным; оно требует не внешнего умерщвления плоти, а внутреннего, духовного самосовершенствования. почва монашеских подвигов— не плоть, а мысль и сердце. нил сорский был знатоком святых отцов и одним из самых образованных людей своего времени.

но до конца своей жизни он избегал всякой мирской славы и популярности. «я стараюсь, сколько есть силы моей,— пишет старец в своем «завещании»,— чтобы не быть сподобленным чести и славы века сего никакой, как в жизни этой, так и по смерти. молю же всех, да помолятся о душе моей грешной, и прощения прошу у всех и от меня прощение: бог да простит всех».