Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Красноярская епархия
Адрес новости: http://kerpc.ru/news/by_nid/3330/view

19 июня, в неделю 1-ю по пятидесятнице, всех святых, высокопреосвященнейший архиепископ красноярский и ачинский антоний возглавил божественную литургию в старинном богородице-рождественском храме деревни сугристое манского района красноярского края. после чтения евангелия его высокопреосвященство обратился к верующим с архипастырским словом:

«дорогие братья и сестры!

только что мы слышали евангельское чтение, посвященное всем святым, в мире просиявшим. когда человек удалился от бога в лице первозданных адама и евы, он лишился вечной жизни, вечного блаженства — наступила смерть, в силу того, что огромная пропасть образовалась из-за этого отступления от бога вслед за сатаной — первым отлучившимся от бога, вызов сделавшим всему небесному состоянию его и соблазнившим потом человека. и человек, вслед за сатаной, поверив диаволу, был также отлучен.

в отношении сатаны, диавола четко и ясно сказано, что он уже никогда не вернется в свет божественный пребывания в вечности с богом, а человек — вернется. потому что бог возлюбил человека. и, вероятно, это проявленное человеком удаление вслед за сатаной, его лестью явилось в лице адама и евы экзаменом для всего рода человеческого. и мы лишились вечного блаженства, вечной жизни, но при этом не нужно забывать, что бог в безжизненное тело, сотворенное в земле, вдохнул жизнь — «и стал человек душою живою» (быт. 2:7).

мы не только движемся, действуем или разумеем что-либо в телесном нашем состоянии, в смысле нашего физического естества: главное, важнейшее — это та душа божественная, вечная, данная нам от бога для нашего блаженства, для возвращения в то первозданное состояние, ради которого создан человек. откройте евангелие — и все там ясно и понятно сказано о том, что человек создан, дабы пребывать с его создателем — отцом небесным, — и поэтому человек отличается от всего другого, земного, от всего того, что на земле, именно потому, что человеку дан разум, дано свойство рассуждать, и от этой способности нашей на земле и господь ждет нашего раскаяния в том, что мы отошли, удалились от него.

а если мы про себя подумаем, что и день не проходит без греха, и час иногда без греха не проходит, то зависть, ненависть, презрение, то еще более страшные ужасающие грехи бывают, когда уже полностью человек вошел в область сатанинского влияния на него, потому что диавол утверждает сам себе, что он хозяин здесь и поэтому уже совершенно безсмысленно нам о чем-либо думать. но в то состояние первозданное он, диавол, не вернется, а человек в то состояние — вернется, и, конечно, сатана проиграл, потому что господь изгнал его из рая.

но ведь потом род человеческий стал размножаться, появились новые люди, которые держали в памяти все то, что дано в священном писании — все то, что дано через моисея, пророками всеми, и всеми теми святыми, которые угодили богу и благодаря которым мы воспоминаем, стремимся исправиться, быть добрыми, быть отзывчивыми, быть ласковыми с детьми, правильно воспитывать их. вот в этом целеустремленность. она идет из евангелия, она идет из вечности, от бога, который не только даровал нам жизнь, но и дал нам свободу: или быть с диаволом, чтобы окончательно уморить себя до такой степени, что происходят убийства, самоубийства и воины, все то, что отдаляет от бога, потому что удалились очень далеко, или же — опомниться, образумиться и покаяться.

вот этому нашему возрождению служат все те святые, которых сегодня мы воспоминаем. после святого праздника троицы эта неделя называется неделей всех святых. когда мы видим шествие, видим из алтаря от престола божия выходящих на середину храма священников, епископа в центре — это называется первый вход, — то мы взираем при этом и на иконы, которые на иконостасе, иконы, которые здесь, которые показывают и подсказывают нам, как надо жить для того, чтобы наследовать царствие небесное. а почему это почитание беспрерывно идет? потому что церковь существует. потому что она дана нам богом и утверждает она наши сердца в добре, в красоте, в радости, достоинстве божественном, чтобы мы не забыли, что без святых мы — ничто.

у нас много святых. и иконостас обычно содержит в себе: нижний ряд — это господь, божия матерь, святые угодники. на той стороне икона посвящена памяти святого, в честь которого праздник. наш праздник здесь главный — рождество божией матери. и вот наши предки сделали этот храм для того, чтобы не убийственной была жизнь, а для того, чтобы она процветала. со временем, я думаю, на этом иконостасе появятся и патриархи, кто-либо из них, ветхозаветные, которые истину хранили, заповеди всем людям давали — показывали, как заповеди необходимы. и пророки, которые пророчествовали, многое открывали людям, когда они блудили, уходили, когда вокруг образовалось множество язычников, иноверия, зловерие всякого. далее — святые апостолы в новом завете. появились в прошлые века новые святые на иконостасе. через них мы также спасаемся, потому что проповедь евангелия пошла от них, от самого христа господа, потому что он сошел на землю, чтобы сблизить через апостолов и нас всех воедино — в единую святую православную церковь.

никто никогда в евангелии не прочтет, чтобы господь создавал множество церквей. какое может быть иное где-то крещение, когда оно должно быть именно в православной церкви? вначале было всего лишь 12 апостолов. и вроде бы они были малограмотны, но откройте и почитайте деяния святых апостолов петра и павла и других: какой колоссальный ум, какая широта! красота, правда жизни там дана так, что никакой другой самый умудренный философ не сможет сказать, не сможет написать — ни конфуций, ни представители всяких выдуманных религий, в которых философская мысль господствует, а конкретно для спасения — ничего решительно нет.

невозможно нам здесь перечислить всех великих святых угодников божиих, которые явились на нашей земле российской. следующее воскресенье будет посвящено им — всем, кто и в послереволюционные годы оставался верным православию. они наследовали великую святость, иногда проливали за нее кровь, но стояли до конца и тем утвердили то, чем мы сегодня живем. после 70-летия забвения мы потихонечку возвращаемся к своим истокам.

самое главное, самое важное — это внутренний человек, а не внешний. самое важное — это памятование о заповедях. памятование о том, что господь каждого спасет, кто будет пребывать в нашей святой церкви христовой. да благословит нас всех господь утверждаться в истоках духовных. дабы все наши деяния и помышления были определены заветами, которые дали нам эти великие святые, во всем мире просиявшие».

пресс-служба красноярской епархии