Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Московская епархия

6 августа, в день памяти святых благоверных князей и страстотерпцев бориса и глеба, митрополит ювеналий совершил божественную литургию в борисоглебском мужском монастыре города дмитрова. в святых вратах обители владыку митрополита встречали благочинный монастырей московской епархии епископ серпуховской роман, настоятель обители игумен августин (шорников) и глава дмитровского района в. в. гаврилов с супругой. за богослужением владыке митрополиту сослужили епископ роман, игумен августин (шорников), благочинный церквей рогачевского округа настоятель николо-пешношского монастыря игумен григорий (клименко), настоятель лужецкого-ферапонтова монастыря игумен мефодий (соколов), благочинный церквей дмитровского района протоиерей афанасий чорногуз, духовенство обители и дмитровского благочиния.

на малом входе владыка митрополит вручил настоятелю обители игумену августину (шорникову) игуменский жезл. за божественной литургией была совершена хиротония насельника ферапонтова монастыря монаха афанасия во иеродиакона.

после окончания божественной литургии и крестного хода к владыке митрополиту со словом приветствия обратился настоятель борисоглебского монастыря игумен августин. затем владыку приветствовал глава дмитровского района в. в. гаврилов. в ответном слове митрополит ювеналий сказал:

«ваше преосвященство, возлюбленный владыка роман, ваше высокопреподобие, дорогой отец игумен августин, уважаемый валерий васильевич и лариса анатольевна, всечестные отцы, дорогие и возлюбленные братья и сестры! когда я сегодня совершал богослужение, передо мной вставали картины возрождения этого святого монастыря. много нужно было приложить трудов, чтобы в прежнем величии воссияла эта святая древняя обитель. хочется поблагодарить и вас, дорогой валерий васильевич, и владыку романа, что в течение первых лет возрождения монастыря вы приложили много сил и материальных средств, чтобы восстановилась эта обитель. я часто здесь служил и видел все этапы возрождения обители. сейчас мы уже не видим следов поругания и разрушения, которые встретили в первые дни, когда принимали эту обитель. каждый, кто сейчас приходит сюда, восхищается благолепием храмов, прекрасным монастырем, ухоженной территорией, и дай бог, чтобы этот монастырь стоял до скончания века.

сегодня мы отмечаем память святых благоверных князей и страстотерпцев бориса и глеба. мы очень много знаем из жизни этих святых, потому что сохранились летописи, потому что до нас дошли сказания и предания, и особенно посмертные чудотворения по молитвенному предстательству святых благоверных князей бориса и глеба. это один из первых плодов крещения руси. мы знаем из жития их отца, святого равноапостольного князя владимира, какую жизнь вел он, будучи язычником, и как духовно переродился после принятия святого крещения. и ему удалось, наверное, примером своей жизни в своих сыновьях борисе и глебе воспитать добрых христиан, любящих бога и ближних своих. очень подробно в майской четьи-минее, которую составил димитрий ростовский, за второе число, описываются и их житие, и подвиги, и посмертные чудеса. поскольку я много лет трудился в комиссии по канонизации святых, мне хочется сказать, что это классический пример в жизни нашей церкви, когда канонизованы были люди, которые благочестиво жили, которые исполнили заповеди божии, и которые по смерти оказывали чудодейственное молитвенное предстательство для тех, кто к ним обращался или нуждался в их помощи.

это конечно не единственный пример страстотерпцев. в прошлом веке мы имеем семью царственных страстотерпцев, когда они, покорные воле божией, не искали выхода из тех ужасных душевных мучений, которые переносили шестнадцать месяцев. они не потеряли веру, они показали пример истинного терпения. для нас, возлюбленные, совершение памяти святых — это не повод для праздности, а пример для глубокого поучения. потому что жизнь святых, их память многому нас научает и вразумляет и дает ответ на то великое множество жизненных вопросов и обстоятельств, с которыми мы встречаемся. и в храме божием на молитве мы получаем силы, вразумление, и это дает нам возможность с мирным состоянием духа продолжать нести свой жизненный крест.

я благодарен вам, валерий васильевич, не только за те прекрасные слова, с которыми вы сегодня обратились в день праздника обители, но и за многолетнюю постоянную помощь по возрождению на дмитровской земле древних святынь и восстановлению и возрождению церковной жизни. да, я на днях дмитровское благочиние разделил на два, для лучшего управления этими приходами, потому что в благочинии было уже более шестидесяти храмов, это по некоторым понятиям целая епархия, и нет пределов еще развитию церковной жизни на дмитровской земле. я надеюсь, что благодаря усердным священнослужителям и вашей неусыпной помощи нам, мы будем и дальше успешно продолжать свои пастырские труды.

может быть очень ценное, но не самое трудное мы совершили, что осталось позади. земля дмитровская украшена теперь благолепными церковными зданиями, но слово божие говорит нам, что „бог не в рукотворенных храмах живет“ (деян. 7:48). на нас, священнослужителях, лежит огромная ответственность возродить и благоукрасить эти храмы — души людей, обратить внимание на воспитание подрастающего поколения. поэтому не оставляя нашей заботы по строительству, возрождению, восстановлению порушенных святынь, мы тщательное внимание уделяем вопросу духовного возрождения нашей паствы, и хотим, чтобы это переносилось на духовное возрождение нашего общества и нашего народа.

мы видим, что много окружает нас греха, порока, преступности. и поэтому, вспоминая библейское сказание о том, как пророк моисей сорок лет вел по пустыне израильский народ, и не вводил его в землю обетованную, пока они духовно не переродились, пока они не оставили рабскую психологию. поэтому мы не унываем, когда видим, что не сразу получаем те результаты, которые нужно было бы ждать от церкви. но мы радуемся, что получили полную неограниченную свободу нести слово божие, совершать дела милосердия, быть рядом со страждущими и нуждающимися людьми.

и конечно же на святых обителях лежит огромнейшая ответственность за духовное возрождение людей. и это я хочу особенно сказать, находясь сегодня здесь, и обращаясь к отцу игумену августину. сегодня через шесть лет после назначения сюда, по решению архиерейского собора, когда каждому игумену монастыря получается вручать пастырский жезл, я вручил его тебе, возлюбленный брат, как напоминание о твоей ответственности пред богом и людьми за стояние в вере, за проповедь святого евангелия, за то, чтобы эта проповедь в первую очередь была от жизни твоей, потому что господь сказал о каждом из нас, и о тебе тоже: „тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрые дела, и они будут прославлять отца нашего небесного“ (мф. 5:16). а если не будет добрых дел, не будет трудов, не за что будет им прославлять отца нашего небесного, и кроме осуждения мы ничего не получим. и поэтому тот игуменский жезл, который будешь держать за богослужением, пусть обжигает духовно твои руки, когда ты будешь чувствовать, что ты не исполняешь своего пастырского долга пред богом и людьми. поэтому желаю тебе духовно возрастать и трудится во славу божию.

я рад вас, возлюбленные, горячо и сердечно приветствовать, рад что вы этот субботний день вместо отдыха предпочли посещение монастыря и молитву, многие из вас причастились святых христовых таин. я горячо и сердечно поздравляю вас, благодарю за вашу любовь к церкви христовой, призываю на вас божие благословение, и надеюсь, что та молитва, с которой мы обращались сегодня к святым благоверным князьям и страстотерпцам борису и глебу, услышана будет господом, и в ваших сердцах останется глубокая, благодатная, теплая память о нашем сегодняшнем празднике. я призываю на всех вас божие благословение и небесное предстательство святых благоверных князей и страстотерпцев бориса и глеба. храни вас всех господь!»

затем владыка ювеналий посетил надвратный храм обители, в котором проводится роспись стен фресками по образцу росписей соборов ростовского кремля, после чего состоялась общая трапеза с гостями обители. для многочисленных прихожан также была устроена раздача домашних пирогов и монастырского кваса.