Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Адрес новости: http://smoleparh.ru/News/View/3002
новости

17 августа 2011 г.

православный календарь: семь отроков, иже во ефесе

семь ефесских отроков: максимилиан, иамвлих, мартиниан, иоанн, дионисий, ексакустодиан (константин) и антонин, жили iii веке. святой максимилиан был сыном ефесского градоначаль-ника, остальные шесть юношей — сыновьями других знатных ефесских граждан. юноши были друзьями с детства и все состояли на военной службе. когда император декий (249-251 гг.) прибыл в ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. по доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков.
представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во христа. с них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. однако декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. юноши ушли из города и скрылись в пещере горы охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. самый младший из них – святой иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. в один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся, и их ищут, чтобы представить на суд. святой максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. на них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.
но господь навел на отроков чудесный сон, продолжавшийся почти два столетия. к тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе феодосии младшем (408-450 гг.) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во второе пришествие господа нашего иисуса христа. одни из них говорили: «как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» другие утверждали: «только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». тогда-то господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через своих семь отроков.
владелец участка земли, на которой находилась гора охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. тела их и одежды были совершенно нетленны. готовясь принять мучения, отроки поручили святому иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. услышав свободно произносимое имя иисуса христа, он стал сомневаться, что пришел в свои город. расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. святого иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился eфecский епископ. слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. у входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. он прочел на оловянных дощечках имена святых отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора декия. войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает церкви тайну воскресения мертвых. вскоре сам император прибыл в ефес и беседовал с юношами в пещере. тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения.
император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. в xii веке русский паломник игумен даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.
страдающие бессонницей обращаются ко святым семи отрокам с молитвой о ниспослании крепкого здорового сна.