Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

2 сентября в Рязанском епархиальном управлении состоялась встреча рязанских журналистов с управляющим Рязанской епархией архиепископом Павлом. В ходе беседы владыка Павел ответил на актуальные вопросы по поводу деятельности Рязанской епархии.

 

 

– Федеральная интернет-газета «Маркер» опубликовала информацию о том, что Рязанская епархия собирается зарегистрировать Успенский собор и колокольню Рязанского кремля как бренд для того, чтобы создать некую монополию на использование этих изображений для фото и сувенирной продукции. Прокомментируйте это сообщение, пожалуйста.

– Эта информация представлена не точно. Мы не собираемся никому ничего противопоставлять. К сожалению, встречаются не совсем добросовестные люди, которые используют любые церковные символы для своей выгоды. Мы, православные христиане, часто предаем Бога своим молчанием. Изображение колокольни и Успенского собора, которые являются религиозным символом, часто используют в коммерческих целях. Мы не против того, чтобы люди изображали или публиковали фотографии Успенского собора и колокольни, но необходимо, чтобы эти символы не попирались и не осквернялись. Если создатели продукции будут добросовестно относиться к священным для верующих изображениям, то епархия не будет противостоять этому. А когда мы видим, что изображения попираются ногами или оскверняются иным образом – это неблагочестиво. Мы приняли решение защитить интересы Рязанской епархии и православно верующих людей.

– Вопрос в продолжение первого: «Вы говорите о том, что зарегистрировав символ, желающие использовать его должны согласовать это с епархией и выполнять общее дело. Зачитаю сообщение газеты «Маркер»: «… у епархии есть свои производства, включая типографию». По данным системы СПАРК, владыка Павел лично владеет 80% созданного в 2007 году ООО «Оптово-торговый центр Рязанской епархии», остальные 20% принадлежат епархии». Если эта информация верна, то не упрется ли это согласование в финансовую сторону.

– Эта информация тоже не точная. В Рязанской епархии нет ювелирных производств и нет типографий. У нас есть ОТЦ, который создан для упорядочивания торговли церковных ювелирных изделий. Учредителями ООО «Оптово-торговый центр Рязанской епархии» действительно являются Рязанская епархия и правящий архиерей Рязанской епархии. В финансовом плане у нас все прозрачно. Все деньги, положенные учредителю-частному лицу, зачисляются в бухгалтерию Рязанского епархиального управления. На это есть все необходимые приходные ордера. В настоящее время учредителем является епархия и частное лицо, но не я, а тот человек, которому мы доверяем. Мы все делаем в соответствии с Российским законодательством.

– Вопрос, который прессе не удавалось задать Вам напрямую из-за конфликта между Рязанской епархией и музеем-заповедником «Рязанский кремль». Хватит ли сил и средств у Рязанской епархии на реставрацию и обеспечение и чтобы сохранить эти объекты в надлежащем виде.

– У нас конфликта не было ни с самим музеем, ни с Министерством культуры. К сожалению, некоторые нечестные люди говорят, что возник конфликт. Есть отдельные личности в так называемом «Комитете защиты Рязанского кремля», в который входят и некоторые музейные работники – непримиримые люди, которые не могут понять реалии современной жизни. Нынешние здания, где располагается музей, не соответствуют требованиям, которые предъявляются к современным музеям. Министерством культуры выработан уникальный вариант, который согласован на уровне Правительства и Президента РФ – построить новое здание для музея, где будут оборудованы хранилище и реставрационные мастерские, где будут выставочные залы – и все это будет оборудовано по последнему слову техники.

В последнее время мы часто видим, что что-то строится в Москве, что-то строится в Санкт-Петербурге, а на периферии редко что строится в сфере культуры. И вдруг в Рязани будет построен музей по последнему слову техники. Проект улучшит положение музея, предоставит ему лучшие условия, чем сейчас. Вместо нынешних 5000 кв. метров музейных площадей будет построено 25000 кв. метров. Кроме того, в Рязанском кремле останется Церковный музей. Мы продолжаем работать в этом направлении. Думаю, что в середине октября он будет уже открыт на тех площадях, которые уже переданы Рязанской епархии. Доступ в этот музей будет для всех желающих. В нем будут расположены иконы, часть музея будет посвящена новомученикам и исповедникам Рязанским. Так что появится еще один музей для города.

Часто можно слышать от недругов, что если отдадут Церкви Рязанский кремль, «они все закроют». Но ведь нет ни одного случая, чтобы храмы закрывали и туда кого-то не пускали. Кремль не будет закрыт от народа. Церковь живет на пожертвования людей, если мы закроем кремль – как же мы будем содержать эти объекты?

Что касается содержания, то сейчас Церковь и государство совместными усилиями пытаются сохранить этот уникальный памятник, который смогли сохранить музейные работники в годы лихолетья, и мы им искренне благодарны за это. Хотя некоторые здания, которые сейчас принадлежат Церкви, были переданы нам в ужасном состоянии, но сейчас и они отреставрированы. Церковь ими пользуется, и они доступны людям. Существует программа «Культура», в соответствии с которой совместными усилиями восстанавливаются и преображаются подобные памятники культуры.

– Есть такая информация, что Рязанская епархия будет разделена на три части.

– Пока такого решения нет. Сегодня Святейший Патриарх Кирилл и Священный Синод принимают решения, которые способствуют возрождению Русской Православной Церкви. Сегодня не разделяются, а создаются новые епархии, которые выделяются из состава ныне существующих епархий. Примером могут служить епархии в Мордовии и Ростове-на-Дону. Чем больше у нас будет епископов и епархий, тем плодотворнее будет общение епископа со священниками и мирянами.

Если такое решение будет принято, я считаю, оно будет правильным и полезным.

– В связи с этим получается, что каждый епископ будет отвечать более чем за 100 приходов. Будет ли он справляться с таким объемом?

– Для епископа это будет нормально. В Рязанской епархии сегодня почти 400 приходов. Даже физически я не могу посетить их раз в год. Ну и какой смысл тогда в моем управлении? А вот когда я смогу приехать в каждый приход хоть раз в году, а может быть и чаще, послужить, пообщаться с прихожанами, вот тогда есть смысл епископского окормления. Но я еще раз хочу сказать, что сегодня рано говорить о Рязанских епархиях и комментировать это, пока нет факта принятия такого решения.

– А если такое решение будет принято, найдутся ли в Рязанской епархии подходящие кандидатуры?

– Конечно. У нас есть молодые образованные монашествующие священники. Ярким примером может служить игумен Игнатий (Депутатов), бывший у нас наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря. Сегодня он уже епископ Шахтинский и Миллеровский. Я думаю, что он достойно справится с архипастырским служением. Так что есть у нас достойные кандидатуры. Если будет на то благословение Святейшего Патриарха, справимся.

– В прошлом году человек, которого называют рупором Православной Церкви – протодиакон Андрей Кураев, обращаясь к студентам Московской духовной академии, выразился следующим образом: «Я вам дам такой миссионерский совет: идите на дискотеку, найдите там неверующую девушку, отмиссионерте ее, катехизните до изнеможения». Как Вы считаете, позволительно ли Церкви так общаться?

– Вы знаете, я думаю, что должен быть какой-то предел. Опускаться публично до такого уровня нет смысла. Однако в древности некоторые аскеты, выходя из пустыни, ходили в корчемницы и дома терпимости. Они ходили туда, чтобы вызволить погибающие души распутниц, и все тогда их понимали.

Сейчас очень часто вырывают слова из контекста. Я не думаю, что он мог такое сказать на лекции или в храме. Возможно, что это было сказано для узкого круга людей. Для каждой аудитории необходимы свои слова. Можно вспомнить слова апостола Павла, который говорил, что с иудеями я был как иудей, с язычниками – как язычник, чтобы хоть одного привести к Христу. У пастыря должен быть такой миссионерский мудрый подход к людям. А у корреспондентов должен быть честный и совестливый подход к своей работе.

– По инициативе Симбирской епархии был создан проект «Батюшка Онлайн», от Рязанской епархии в нем выступает игумен Лука. Вы бы не хотели присоединиться к этому проекту?

– Тогда меня нужно освобождать от многих архиерейских обязанностей, потому что они занимают очень много времени. Для меня выходом из положения является телепередача, в которой я еженедельно отвечаю на вопросы телезрителей. Надеюсь, что мое общение, которое происходит на этих телепередачах, помогает. На большее просто не хватит времени.

/смотреть фото/