Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

сестры милосердия в кургане
30.09.2011

традиция оказывать бескорыстную помощь больным, престарелым, немощным людям  изначально присущая церкви христовой, была насильственно прервана в россии после 1917 года.

после многих лет гонений начали открываться больничные храмы, молитвенные комнаты, в больницы стали приходить священники и миряне, стремящиеся помочь больным. постепенно накапливался опыт, который показал: как во всякой работе, здесь есть свои правила и закономерности. для катехизаторских бесед с больными, их родственниками и медицинским персоналом нужны требные сестры, сестры милосердия, помощники по уходу, деятельность которых должна быть организована определенным образом.

сть опыт работы сестер милосердия и в кургане. в госпитале для ветеранов войн в 2005 году был открыт православный храм в честь святителя луки (войно-ясенецкого). 4 ноября 2007 года по благословению преосвященнейшего михаила, епископа курганского и шадринского, при храме создано сестричество милосердия в честь святой преподобномученицы великой княгини елисаветы. 

фактически сестры милосердия трудились с момента открытия храма, хотя официально про сестричество еще не заявляли. но без них, первопроходцев, наверное, не состоялось бы это благое дело. первыми сестрами были людмила шлычкова, галина еловских, нина аникина, инна иваненко, любовь неупокоева, валентина исаева, которые работали в госпитале, клинике илизарова, 2-й городской больнице. их отличает самоотверженность, готовность помочь в трудную минуту, способность не жалеть себя, жертвовать своим временем, здоровьем, благополучием. первыми быть трудно. они взяли на себя основной удар: не всегда просто протянуть руку помощи нуждающемуся в ней человеку. в наше непростое время люди иногда с недоверием относятся к этому. не сразу появилось понимание, уважение и со стороны медицинского персонала.

сейчас уже многое стало проще, пациенты госпиталя в большинстве своем благодарны сестрам за помощь, ждут их прихода.

работа сестер милосердия в госпитале заключается в подготовке пациентов к таинствам крещения, исповеди, причастия, знакомстве их с основами православной веры, земной жизнью, страданиями и заповедями спасителя, да и просто в человеческом общении, участии, поддержке, утешении.

появление особой формы одежды сестры милосердия стало особенным событием, которое  повышает статус сестры, так как форма требует внутреннего преображения. словно был пройден определенный испытательный срок. как и сейчас его проходят начинающие - «испытуемыми» называла их святая мученица великая княгиня елисавета федоровна, небесная покровительница всех сестер милосердия. 

не каждая из сестер способна сразу к плодотворной деятельности. это особый труд. непросто дается наука такой любви, которая, по словам апостола павла, «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 кор.13, 4-7).

чувство милосердия, хотя и свойственно человеческой природе, но требует немалых побуждений и усилий. помимо определенных знаний и навыков сестра милосердия должна уметь поддержать больного, посочувствовать ему, разделить его переживания, помочь найти духовное утешение в страдании.

пациентами госпиталя являются люди с непростой судьбой. каждому из них есть о чем рассказать. вот несколько примеров. зоя, 88 лет, во время великой отечественной войны была операционной сестрой в медсанбате на украине, в крыму и прибалтике. имеет высокие награды - орден красной звезды, два ордена отечественной войны. после войны жила с мужем в москве. детей не было. двадцать лет назад муж умер, и она переехала к родным в курган. долгое время занималась общественной работой в обществе ветеранов великой отечественной войны. сейчас живет одна, имеет ряд серьезных заболеваний.
лидия, 83 года. когда началась великая отечественная война, ей было 13 лет. жила она в куртамышском районе. всех, кто не ушел на фронт, председатель совхоза направил на различные работы. девочки доили коров, мальчики пасли овец. лиде досталось 15 коров, всего на ферме было 180 голов, а в совхозе - около 500. в то время, по словам лидии, было много приплода, падежа почти не было. летом было легче, чем зимой. отсутствовало электричество, на всю ферму был один фонарь, приходилось все делать наощупь. из-за тяжелой физической работы у лидии развился сильнейший сколиоз. в свободное время девушки вязали носки и варежки для фронта, также без освещения. иметь дома лампу считалось величайшим богатством. так лида испортила зрение. невозможно оставаться безучастным, слушая подобные рассказы. и, конечно, становится стыдно за то, что сейчас, не имея подобных трудностей, мы постоянно находим какие-то поводы быть недовольными чем-либо, роптать по малейшему поводу.

нужно сказать и о том, сколь нелегким является служение священника в больничном храме. приходится сталкиваться с изломанными безбожным временем судьбами людей, прошедших репрессии, войну, все плохое и хорошее, что было в советское время. главное отличие этой эпохи в том, что большинство людей оказались лишены главного – веры, молитвы, покаяния. многие уже не могут сейчас поверить богу. кто-то считает, что не имеет права обращаться к нему, поскольку всю жизнь был богоборцем. среди пациентов госпиталя есть и бывшие учителя, которые занимались атеистическим воспитанием в советской школе, и преподаватели научного атеизма, и партийные работники, разрушавшие храмы или как-то иначе боровшиеся с «опиумом для народа». все это, конечно, не могло не нанести вреда человеческой душе. этим людям сейчас трудно понять, что господь, как любящий отец, может принять их покаяние, если оно будет искренним, исходить из глубины сердца. он прощает и открывает дверь в царство небесное. мало того, он ждет этого покаяния. как замечательно сказал святитель николай сербский: «покаяние есть первая ступень лествицы, ведущей в царство божие. никто и никогда не мог ступить на вторую ступень, не шагнув сначала на эту первую. в пустоте жизни сей покаяние есть первый и единственно верный стук в небесную дверь».

во время болезни человеку, как никогда, нужны помощь, поддержка, участие. достаточно часто эту поддержку врачи в силу занятости оказать не могут, равно как и родные больных. они либо излишне эмоционально вовлекаются в ситуацию болезни близкого человека, и им самим, в таком случае, требуется помощь, либо стремятся дистанцироваться, и тогда больной остается наедине со своей болью, проблемой. по причине духовно-нравственного кризиса общество защищается и отгораживается от мира больных. эта тенденция имеет тяжелые последствия, так как грань между болезнью и здоровьем очень подвижна. ведь с точки зрения христианского богословия чаще всего причиной заболевания является грех, а этот «недуг» есть у всех.

для курганской области православный храм в честь святителя луки является единственным больничным храмом. очень важно то, что люди, проживающие в сельской местности, не имеющие возможности посещать церковь из-за удаленности, по причине преклонного возраста, слабого здоровья, могут это сделать, находясь на лечении в госпитале, совмещая врачевание души и тела. практика показывает, что это наиболее благоприятно для пациента. человек, который начинает участвовать в церковной жизни, таинствах церкви становится более спокойным, уравновешенным, доброжелательным, благодарным. он внутренне преображается, меняется его отношение к болезни и к окружающим его людям.  

и, думаю, совсем неслучайно то, что небесным покровителем прихода является архиепископ лука. в 1903 году валентин войно-ясенецкий, заканчивая медицинский факультет киевского университета имени святого князя владимира, заявил о том, что хочет быть всю жизнь участковым земским врачом. «я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям», - писал он потом в своих мемуарах. личность архиепископа луки, выдающегося архиерея и врача, уникальна. «жизненный опыт человека, погруженного во христа и в то же время не чуждого подлинно научного мировоззрения, преданного церкви, но продолжающего жить общественными интересами, трудно переоценить», - пишет о нем протодиакон василий марущак.

в больничном храме имеются редкие иконы – собор святых целителей и архиепископа луки с мощами святого, особо почитаемые больными с различными телесными и духовными недугами. мы все ощущаем незримую духовную поддержку наших небесных покровителей.

 

существование храма в лечебном учреждении – уже есть миссия. миссионерство требует определенного профессионализма и христианского сознания, ответственности, понимания серьезности ситуации. главная задача деятельности сестер милосердия – помочь больному человеку с помощью слова божия: чтения евангелия, участия в церковных таинствах, богослужениях. сестры милосердия помогают больным пережить одиночество, выйти из замкнутости больничного быта, поэтому приход священника и богослужение – величайшая радость для людей, находящихся на излечении.

приглашаем всех желающих принять участие в деятельности сестричества милосердия святой преподобномученицы елисаветы федоровны.

по всем вопросам обращайтесь по тел. 8-919-569-0499

нина седухина.