Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

храм во имя архистратига божия михаила с. елбаши. 85 лет со дня строительства и освящения
построен и освящен 9 мая 1926 г.

до 1926 года православные христиане, жители д. елбашей и других селений елбашинского сельского совета бердского района ново-сибирского округа сибирского края (ныне – тальменского сельского совета искитимского района новосибирской области), окормлялись в храме во имя архангела божия михаила с. легостаева, входившего в состав 44-го благочиннического округа ново-сибирской епархии русской православной церкви [4, л. 2 об.; 1]. с 1920 года в деревне проживал священник иннокентий бархатный. в 1926 г. его назначили настоятелем михаило-архангельского храма, построенного в селе 9 мая 1926 г. церковное здание было воздвигнуто из сосновых брёвен, «по инициативе группы верующих в 72 человека и… сдано в пользование общине… по договору райисполкома от 19 мая 1927 года» [3, л.л. 9–10 об.; 2, л.л. 37, 41; 8].

к сожалению, елбашинский храм просуществовал недолго. широкомасштабная ликвидация церковных общин органами советской власти началась одновременно с процессом коллективизации сельского хозяйства, уничтожения зажиточного крестьянства. но для соблюдения формальной «демократии» требовались ходатайства жителей (не менее 70-80 % от общего числа избирателей). в 1929 году елбашинская ячейка союза воинствующих безбожников, при поддержке местных коммунистов, начала подготовку закрытия православного прихода. по мнению новосибирского этнографа е.ф. фурсовой, абсолютное большинство подписей селян, высказавшихся за передачу церкви под клуб, было подделано [10, с. 45, 46]. после анализа «записки начальника рао [административного отдела исполнительного комитета совета депутатов трудящихся бердского района – а.о.] начальнику новосибирского окрадмотдела», составленной в январе 1930 года, оказалось, что елбашинцы, высказавшиеся за уничтожение храма, были в меньшинстве: при населении 2414 человек (1047 избирателей), за закрытие прихода якобы выступило 463 гражданина, хотя прилагавшийся при этом список содержал всего 155 фамилий [2, л. 37-42; 10, с. 46]. несмотря на то, что в 1930 году в селе не было клуба (первые упоминания старожилов о нём относятся ко времени великой отечественной войны), вероятно, церковное здание разобрали, собрали и пристроили к начальной школе, нуждавшейся в расширении [8].

в ней учились не только маленькие елбашинцы, но и дети из близлежащих поселений. к примеру, из светлинского посёлка ребятишки ходили в елбаши пешком по мостику через р. глазурьку, а из петровского – подвозили на лошадях. позднее в пристройке оборудовали школьную мастерскую. в 1964 году, после того как рядом с ней выросло здание новой школы, в старой разместили школьный интернат. в 1976 году пристройку снова разобрали и перевезли в п. барабку, где из «церковных» брёвен построили отдельное здание мастерской поселковой школы. впоследствии в нём обустроили спортивный зал, действовавший до 2003 года. в 2009 году сруб елбашинского храма, прослуживший православной церкви и народному просвещению почти 80 лет, был разобран [8; 6]. денег на его капитальный ремонт не нашлось. барабская школа осталась без спортивного зала.

версию (о необходимости перестройки церкви под клуб), изложенную в документах 1930 года, подтверждает ответ председателя елбашинского сельсовета от 30 апреля 1930 года (на запрос искитимского райисполкома № 148 от 28 апреля 1936 года) о том, что, закрытый в 1930 году, храм в 1933 году был перевезён, и «построен клуб» [9,
л. 9].

допустима и иная версия: меньшую часть церкви (скорее всего – притвор) разобрали и
пристроили к школе, основную (в том числе алтарь) могли перевезти и перестроить в клуб, находившийся в 200 – 300 м от конторы колхоза «пятилетка» (позднее – «путь коммунизма»).
вариант с разделом здания не противоречит ни документам 1930 и 1936 г.г. о передаче храма под клуб, ни свидетельствам местных жителей о школьной пристройке. в 1961 году в с. елбаши, по специальному проекту, построили второй по счету деревянный клуб на 110 мест. после его открытия старый клуб был кому-то продан и перевезён в другое место для использования, скорее всего, в качестве хозяйственного помещения [7].

с уничтожением церкви духовная жизнь православных елбашинцев не прекратилась. уже через несколько месяцев, в сентябре 1930 года, действовало другое «религиозное общество верующих под названием «православная община староканонического направления в селе елбаши», которое, видимо, был вынужден зарегистрировать бердский райисполком. вместо разрушенного храма был открыт молитвенный дом. во второй общине числилось 134 христианина. священником был назначен о. иннокентий бархатный, расстрелянный в 1937 году, но, по рассказам селян, кто-то из священнослужителей жил в селе вплоть до начала великой отечественной войны.

возрождение духовной жизни в селе произошло около двадцати лет назад, когда священ-
ники новосибирского храма всех святых, в земле российской просиявших, начали окормлять жителей села. также было освящено место, где до 1930
года находилась церковь.
источники и литература:
1. архив юго-восточного епархиального округа новосибирской епархии русской православной церкви.
2. государственный архив новосибирской области (далее – гано) ф. 1418. оп. 1. д. 1а.
3. гано ф. 1418. оп. 1. д. 1б.
4. гано ф. р-1978. оп. 1. д. 13.
5. краеведческий архив елбашинской сельской библиотеки.
6. личный архив владимира алексеевича змызгова.
7. личный архив николая афанасьевича лихоманова.
8. личный архив николая васильевича тебенькова.
9. отдел архивной службы администрации искитимского района ф. 10. оп. 1. д. 27.
10. фурсова е.ф. разрушение православных храмов и состояние народной праздничной культуры в приобье. 1920-1950-е гг. // русские старожилы и переселенцы сибири в историко-этнографических этнографических исследованиях. новосибирск, 2002.

образование и православие / андрей оборкин, "живоносный источник" № 4, 2011 г.

(голосов: 0)

версия для печати просмотров: 0

Яндекс.Метрика