Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Архангельская епархия

Епископ Архангельский и Холмогорский Даниил освятил часовню в Плесецком районе Архангельской области – на месте боев Железнодорожного фронта Гражданской войны. Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» была построена силами саперно-мемориальной команды «Третий Фронтъ». Ранее в память о боевых действиях здесь были установлены памятные кресты и каменный обелиск с мемориальной плитой.

Строительство часовни было начато по благословению епископа Тихона (Степанова). После преставления владыки члены «Третьего фронта» установили поклонный крест на входе в мемориал 445-й версты железной дороги Архангельск – Вологда.

Полевые исследования на рубежах обороны Железнодорожного фронта 1918-1920 года начались в конце мая 2007 года. «Здесь сохранился единственный в России военно-исторический памятник полевой фортификации, – комментирует командир «Третьего Фронта» известный журналист Алексей Сухановский. – Километры непрерывных траншей, убежища-дагауты, блиндажи, блокгаузы, взводные землянки, пулеметные гнезда, артиллерийские дворики, колючие заграждения на деревянных кольях, переносные противопехотные заграждения все это сохранилось до наших дней, и археологические методы позволяют прочитать историю фронтового быта по многочисленным находкам: котелкам, кружкам, сковородам, казанам, артефактам окопного творчества…»

В этом районе в 2010-2011 гг. удалось обнаружить останки солдат и офицеров Белой и Красной армий, оставленные в разрушенных укреплениях боевых линий. Епископ Даниил совершил чин отпевания, и павшие были вновь преданы земле с полным воинским церемониалом.

«По архивным данным, территория укрепрайона 445-й версты за годы войны переходила из рук в руки четыре раза. В боях использовались химическое оружие, авиация и танки. Когда оказывалась бессильной техническая мощь, успешно опробованная в сражениях Первой мировой войны, все решалось в ходе ожесточенных рукопашных боев. Иногда свирепые контратаки переходили в штыковую резню за каждую железнодорожную будку...» – рассказывает Алексей Сухановский. Теперь, по его словам, «эпоха штыка сменилась временем примирения и осмысления».