Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Читая жития святых русских жен – святых благоверных княгинь или преподобных матерей, практически каждый раз узнаешь о том, что многие из них помимо различных духовных подвигов имели за священное призвание вышивать священные богослужебные ризы, воздухи и покровцы, облачения на иконы и священные престолы.


В чем же состоял подвиг?! На первый взгляд - шитье как шитье!
На самом же деле когда отправляешься в паломнические путешествия по святым местам центральной России, когда посещаешь храмы, монастыри, музеи, в которых выставлены (без лишней скупости будет сказать), - шедевры древнерусского лицевого шитья, только тогда понимаешь что в исполнении каждой работы, вложена часть, чьей-то души.
Невозможно просто взять и с холодными чувствами вышить своими руками то, что будет завораживать душу спустя века.Бывает, засмотришься на древнюю фелонь, а мысли уносят тебя в древнюю Русь времен монгольского ига, не важно, куда, в Псков или Новгород, Тверь или Рязань.
Видишь древнерусский терем и русскую красавицу княжну с юной дочерью, сидящих в убранной светлице, поющих Давидовы псалмы и созидающих то, что составит в будущем целую систему, целую науку, традицию.
Как же сегодня можно сберечь то, что практически вымирает, то что, к большому сожалению и прискорбию не вызывает боголюбивого интереса в современных нас? А может быть, мы заблуждаемся, и есть среди нас те, кому не безразлично, не просто лицевое шитье, а в первую очередь не безразличен принцип сохранения традиций прошедших сквозь века и создавших лик великого церковного искусства?
О традициях лицевого шитья, о мастерских, работающих в данном направлении, о людях, желающих совершенствовать традиции древнего швейного искусства, мы решили побеседовать с Мариной Владимировной Бирюковой – преподавателем Отделения Лицевого Шитья при Иконописной Школе Московской Духовной Академии в Свято-Троице-Сергиевой Лавре.
Марина Владимировна! Рад Вас приветствовать! Поделитесь с нами историей того, как лицевое шитье стало неотъемлемой частью Вашей жизни.

Дорогой батюшка, отец Валерий! Прежде всего, хотелось бы поблагодарить дорогого Владыку Николая, отца Вениамина и Вас за то, что Вы рекомендовали поступать к нам на Отделение Лицевого Шитья Иконописной Школы при Московской Духовной Академии замечательную талантливую девушку, свою прихожанку, Анастасию Петровну Судакову. В возрождении прекрасного древнего церковного искусства очень важна поддержка епископата и священства как молитвенная, так и действенная.

Каждый год в Иконописную Школу при Московской Духовной Академии поступают со всего Православного мира всего от двух до пяти девушек. У нас учились студентки не только из России, но и из Польши, Сербии, из Китая и Тайваня. Вступительные экзамены сложные и ответственные. Настя успешно сдала и вступительные экзамены, и итоговые за первый курс. В этом году она занимается уже на втором курсе.

Теперь отвечу на Ваш вопрос. В Иконописную Школу я поступала, когда Отделения Лицевого Шитья при МДАиС еще не существовало. О лицевом шитье я тогда ничего не знала. Именно в Лавре в музее «Ризница» впервые обратила внимание на древние вышитые плащаницы и пелены. Встреча с ними стала для меня открытием нового прекрасного мира традиционного, церковного и именно женского творчества. Притягательно оно было еще и тем, что секреты его мастерства, были утрачены более 300 лет назад. Отец Виталий (Шумилов) подсказал мне обратиться к московскому мастеру по вышивке Наталье Эммануиловне Утевской. У неё я начала перенимать те приемы шитья, которые сохранились до наших дней в народной золотной вышивке. Шитью ликов пришлось учиться самостоятельно, на основе произведений, хранящихся в «Ризнице». Так поступить посоветовали мне лаврские златошвейки Нина и Надежда Осиповы. Так всё потихоньку с Божией помощью и началось.
Недаром говорят, что первый путь устлан костьми, чем же выстланы Ваши первые свершения на данном поприще? С какими трудностями пришлось столкнуться не только Вам, но и тем, кто решил посвятить себя этому доброму и благому делу?
Чем устланы первые свершения? Неожиданный ракурс. Даже интересно стало заглянуть под этим углом в то время, когда делались мои первые стежки.
Поскольку первые мои уроки проходили у мастера по народной и золотной вышивке, то начинала я, как и все златошвейки, именно с настила. Настилом называются ряды довольно толстых, но обычно не сильно жестких нитей, которыми устилают фон для дальнейшей золотной вышивки.
Сложность состоит в том, что бы объективно оценить важность каждого, в том числе и этого, подготовительного этапа, прежде чем приступить к шитью непосредственно золотной нитью. Причем, это правило - важности каждого этапа работы, заложено в традицию древнерусской вышивки. Принимая его, мастерица обретает ключик к «машине времени».
Последние вышивальщицы, владевшие «секретами» мастерства отошли ко Господу 300 лет назад. Техника вышивки в древней Руси передавалась устно от матери к дочери, никаких письменных источников не сохранилось, а потому без «машины времени» нам не обойтись.
Древнее златошвейное искусство и духовная школа наверняка предпочитают видеть в человеке, желающем освоить технологию лицевой вышивки, определенные черты в характере. Какие именно?
Лицевым шитьем на Руси занимались женщины исключительно в княжеских домах. В то время как князья решали многие важные вопросы, княгини, не покидавшие своих теремов, вышивали для храмов. Княгиням не зачем было торопиться, и даже, наоборот, у них была необходимость посвятить свой досуг прекрасному занятию. Вышивая образы Господа, Божией Матери и святых, княгини с молитвой обращались к ним о своих родных. Через свои труды, молитвы и богоугодную жизнь многие из них достигли святости, и были прославлены православной Церковью в лике святых.

В эпоху Петра I роль женщины в семье кардинально изменилась, изменился и весь её образ жизни. Как следствие было полностью утрачено искусство лицевого шитья.
Без осознания сути произошедших перемен, без стремления к традиционному образу жизни возрождение древнего прекрасного искусства лицевого шитья не возможно.
Как нам известно, в России есть несколько мастерских работающих над возрождением древнего златошвейного искусства. Происходит ли между Вами обмен опытом? И с какими школами и мастерскими Вы бы могли нас познакомить?
Традиция златошвейного искусства, в отличие от искусства лицевого шитья, на Руси не прерывалась, и, наверное, правильнее здесь было бы рассказать не о возрождении а, о продолжении традиции златошвейного искусства. К сожалению, невозможно объять необъятного, и к традициям златошвейного, по сути орнаментального, искусства в нашей мастерской мы обращаемся редко, только по личному интересу к этим техникам кого-то из учащихся. Так как, задачи орнаментального искусства и искусства лицевого шитья разнятся, то и большой потребности в обмене опытом между этими двумя направлениями творчества нет.

Но для читательниц, интересующихся именно златошвейным делом, можно порекомендовать обратится в государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное Художественное Училище Золотного Шитья № 56» города Торжка, Тверской области. До недавнего времени обучение в нем было бесплатным, а учащиеся обеспечивались общежитием. Надеюсь, что ситуация не изменилась.

Выпускники именно этого старейшего учебного заведения по всей стране продолжают свою личную творческую деятельность, а так же организуют творческие центры, где обучают златошвейному искусству всех желающих. Многие из них трудятся и для Церкви.
Считаете ли Вы то, что такое уникальное искусство как лицевое шитье, отчасти является делом миссионерским? Ведь человек, проявляя интерес к тварной рукодельной красоте, своим умом старается понять одно – Кто же сотворил то, что именуется разумом и талантом, способными воплотить в видимую реальность то, что восхищает самые высокие эстетические чувства!
Убранство церкви это, конечно же, род проповеди. Лицевое шитье, иконы и фрески через видимые художественные образы доносят до зрителей содержание Священного Писания и догматов Церкви. Выработанная соборным творчеством традиционная техника лицевого шитья действительно несет в себе миссионерские задачи, так как свидетельствует о Божием бытии самим совершенством и красотой формы изложения.
Мастерицы, приступившие к изучению особенностей лицевой вышивки, в своем творчестве непременно встречаются со многими вопросами, решение которых не возможно без сопричастности жизни Церкви, и в этом тоже можно видеть миссионерскую роль искусства лицевого шитья.
Быть может, кому то из наших благочестивых читателей захочется посвятить себя древнему швейному занятию и поступить на учебу в специализированные школы, работающие в данном направлении (как например Иконописная Школа при Московской Духовной Академии). Что бы Вы могли посоветовать будущим абитуриентам?
Нашим будущим абитуриентам желаю Божией помощи в подготовке и сдаче вступительных экзаменов. В Иконописной Школе при Московской Духовной Академии, в обители преподобного Сергия Радонежского рады будем встрече с новыми мастерицами, готовыми к историческим и техническим изысканиям по возрождению почти утраченного прекрасного искусства лицевого шитья.

Огромное спасибо Вам, дорогая Марина Владимировна за Ваши труды! Дай Бог того, чтобы те задачи, которые стоят, сегодня перед Вашими воспитанниками выполнялись бы ими с усердием, дабы в нужное время смогли дать свои видимые полезные плоды.

Вашему делу, которое сегодня возрождается из почти забытого «вчера», молитвенно желаю возгреваться от силы в силу!
И пусть благодаря православным церковным искусствам наш мир будет более прекрасным!
Беседовал священник Валерий Лысов.