Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Православный молодёжный театр «Странник», созданный в 2007 году при Республиканской общественной организации «Православная молодёжь Удмуртии», принял участие в первом фестивале православных театров «Божественная искра» в городе Казани. «Странник » выступил со спектаклем «Юродивый Гришка» по мотивам произведения писателя протоиерея Николая Агафонова. Режиссёр тетра Лариса Кощук охотно делится с читателями «Православных вестей» своими мыслями, впечатлениями, планами…

Лариса, когда возникла идея создания постановки?
Спектакль поставили в 2009 году к празднику Пасхи.
Как бы Вы сформулировали основную тему и идею спектакля?
Человек отдаёт жизнь за ближнего своего….
А что - же тогда с темой юродства!?
Отдать жизнь за ближнего - это и есть юродство. Вера на уровне слов, а не на уровне самого образа жизни - это беда современного христианства. Я думаю и автор рассказа об этом нам хотел сказать.
Лариса, расскажите о сюжете спектакля?
В центре повествования два человека. С одной стороны - «нормальный» православный человек . Его образ уже четко сформировался : ходит в храм, «правильно» женился, правильно одевается, соблюдает посты. С другой – Гришка, который в прошлом тоже был «нормальным», преподавал литературу в школе, был уважаемым человеком. «Вдруг с ним что - то произошло» , и он выпал из нормы, стал для всех юродивым, т.е. «уродом» (как это слово и переводится на русский язык): ходит в грязной одежде и босиком, не моется, не бреется, вызывая отвращение у « нормального православного человека» Алексея , ведет себя весьма странно.
Лишь в конце становится понятно, что он соблюдает главную заповедь Христа - о любви к ближнему. Оказывается, мы - православные, стараемся следовать всем внешним установлениям : нельзя красится- не будем, нужно соблюдать постные дни в среду и пятницу, носить длинную юбку- исполним. При этом забываем о самом главном. Гришка же отметает все внешнее и реализует заповедь о любви к ближнему ценой своей жизни.
Лариса, кто такие юродивые, что они несут миру?
Юродивые отказываются от всего лишнего, наносного, что присутствует в нашей жизни.
Как юродивого отличить от простого сумасшедшего?
Это не сумасшествие в силу болезни, а в силу взятого на себя подвига . Юродство – ради Христа. Важна именно вторая часть . Весь образ жизни его – ради Христа, все скорби поношения, холод, грязь он претерпевает для Христа, у юродивого отказ от мира вещей доведен до предела . Все действия и поступки юродивых - символичны.
Перейдём непосредственно к разговору об участии в театральном фестивале. Какие коллективы, и из каких городов были представлены на фестивале?
Мы посмотрели девять спектаклей. Поскольку фестиваль проводился впервые, коллективы были в большинстве своем из Казанской Епархии(Казани, Бугульмы, Набережных Челнов, села Алексеевское), из приезжих были театральные коллективы из Уфы и мы из Ижевска. Через восемь месяцев организаторы хотят собрать на фестиваль профессиональные коллективы.
Лариса, расскажите о тематике спектаклей.
Все спектакли были христианской направленности. Мы посмотрели спектакли-притчи, аллегории, моноспектакль, три постановки по рождественской теме. Очень трогательным было выступление детского теневого театра. Понравился уфимский театр «Преображение». История театра началась с занятий в воскресной школе, режиссер ставил с детьми постановки к праздникам. Вот уже десять лет ребята занимаются в театре , повзрослели, выросло их мастерство. В репертуаре несколько постановок. В Челябинске я посмотрела их спектакль « Пеппи – длинный чулок» .
На фестивале в Казани ребята представили спектакль « Семь свечей» - о том, как подростки приходят к вере благодаря своему верующему однокласснику. Невозможно было оторваться от действа, ребята не играли , а жили на сцене , настолько органично чувствовали они себя . Но в какой – то момент стало скучно. Это был тогда, когда миссионерство стало «неприкрытым», когда публику со сцены начали учить, как нужно, например , правильно молиться. После просмотра я пришла к выводу, что в миссионерском спектакле режиссеру важно уметь вовремя остановиться.
Хорош тот спектакль, который ставит вопрос, но не отвечает на него. Когда отвечаем на все вопросы, зритель пассивен, в нем нет духовной работы, не загорается искра живой веры. Ведь сам Господь всегда оставляет человеку свободу выбора.
Присваивались ли за выступления места, отмечались ли лучшие?
Нет, все участники получили дипломы и ценные подарки: огромный торт и магнитолу.
Насколько я знаю, вы изменяли первоначальную постановку, дополняли? Чем вызваны изменения?
Впервые спектакль был показан в 2009 году, с тех пор изменилась и я , и ребята, участвующие в спектакле, заметен их личностный рост.
Т.е перемены в спектакле связаны с внутренними изменениями?
Да, тогда я ставила спектакль с позиции неофита. Я ставила вопросы для себя и отвечала на них . Теперь хотелось бы оставить некоторые вопросы открытыми , чтоб зрители сами на них ответили .
За счет чего это достижимо?
За счет более глубокого погружения в образ, во внутреннюю жизнь героев.
А технические усложнения?
Их как таковых не было. Дополнили спектакль музыкальным сопровождением - Лунной сонатой Бетховена, например, - для того, чтобы спектакль воспринимался не только православным зрителем, но и людьми еще не столь знакомыми с православием. На репетиции я приглашала Марию Субботину – режиссера детского театра «Балаганчик», как человека невоцерковленного, чтобы она посмотрела на постановку «со стороны», чтобы приблизить спектакль к неверующей публике. Я очень благодарна ей за помощь.
Как публика, собравшаяся в зрительном зале, приняла спектакль?
Очень хорошо. Некоторые апплодировали стоя. Особенно хочется отметить Семёна Логвинова - исполнителя главной роли. Он был настолько искренним, он даже «не играл». После спектакля к нему подходили и спрашивали, не является ли он профессиональным артистом.
Значит, вас можно поздравить с успешным выступлением! Лариса, в каком режиме сейчас работает театр. К каким мероприятиям готовится?
4 декабря будем проводить праздник «Девочка в храме», приуроченный к Введению в о храм Пресвятой Богородицы. Театр открыт предложениям, мы охотно выступаем везде , куда нас приглашают . В этом учебном году «Юродивого Гришку» показывали в школе в Липовой роще.
Показываете ли мюзикл «Две дочери короля», спектакль о Петре и Февронии «Мне бы парусом стать для тебя»?
Спектакль о Петре и Февронии требует пересмотра. В ближайшее время начнем работать над продолжением мюзикла, премьера которого состоится на Пасху 2012.
Лариса, как театр решает финансовые проблемы?
Осуществить поездки в Казань и Челябинск помог отец Георгий Харин – настоятель храма св.Николая Чудотворца. За что мы ему очень благодарны!
Лариса, как вы узнаете о подобных театральных фестивалях, планируете ли еще гастрольные поездки?
На Светлую Седмицу в Санкт – Петербурге ежегодно проводится театральный фестиваль, но отбор для участия достаточно жесткий. В фестивале принимают участие профессиональный коллективы, а любительские театры должны прислать запись спектакля для предварительного отбора и просмотра. Хотим отправить свои видеозаписи и, даст Бог, может быть удастся съездить туда.
Беседовала Мария Стёжка