Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Вятская Епархия
неделя о блудном сыне.

в эту неделю евангельской притчей (лк. 15, 11-32), от которой получила свое название и сама неделя, церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к богу, и указывает на то, что никакой грех не может победить человеколюбия божия. сама благодать исходит в сретение души, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на бога; она лобызает душу, торжествует примирение с ней, как бы душа ни была греховна.

«познаим братие, таинства силу, от греха бо ко отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блуднаго сына преблагий отец предустрет лобзает, и паки своея славы познание (отличия) дарует: и таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитаннаго, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе), заклавшему же человеколюбному отцу, и славному заколению, спасу душ наших».

церковь внушает, что истинная полнота и радость жизни человека заключается в его благодатном союзе с богом и в постоянном общении с ним («да достойно сожительствуем»). удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.

«о, коликих благ окаянный себе лиших! о, какова царствия отпадох страстный аз! богатство изнурив (расточив), еже приях, заповедь преступих. увы мне, страстная душе! огню вечному прочее (потом) осудишися. тем же прежде конца возопий христу богу: яко блуднаго сына, приими мя, боже, и помилуй мя».

таким образом, церковь являет в неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, а теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния, по милосердию божию возможно прощение самых тяжких грехов, и потому ни один грешник в виду приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании отца небесного. «отеческия славы твоея уцалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. темже ти блуднаго (сына) глас приношу: согреших перед тобою отче щедрый, приими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник твоих».

отец-старец, издалека увидев возвращающегося сына и еще не зная ничего о его внутреннем настроении, сам бежит ему навстречу, обнимает и целует его, не давая договорить ему до конца покаянных слов, велит обуть и одеть его, вместо рубища, в самую хорошую одежду и устраивает в честь его возвращения домашний пир. все это человекообразные черты того, как по любви к кающемуся грешнику, господь милосердно приемлет его покаяние и ущедряет его новыми духовными благами и дарами, взамен утраченных им через грех.

«был мертв и ожил» - грешник, отчуждившийся от бога – это тоже, что мертвый, ибо истинная жизнь человека зависит только от источника жизни – бога: обращение грешника к богу представляется поэтому, как воскресение из мертвых.

старший брат, гневающийся на отца за милосердие к младшему брату, это живой образ книжников и фарисеев, гордых своим по виду точным и строгим исполнением закона, но в душе холодных и бессердечных в отношении к своим братьям, хвалящихся исполнением воли божией, но не хотящих иметь общения с кающимися мытарями и грешниками. как старший брат «рассердился и не хотел войти» - так и мнимые точные исполнители закона фарисеи гневались на господа иисуса христа за то, что он вступает в близкое общение с кающимися грешниками.

вместо сочувствия брату и отцу, старший брат начинает выставлять свои заслуги, брата не желает даже называть «братом», а презрительно говорит: этот сын твой «ты всегда со мною и все мое – твое» - этим указывается на то, что фарисеи, в руках которых закон, всегда могут иметь доступ к богу и духовным благам, но не могут заслужить благоволения отца небесного при таком извращенном и жестком духовно-нравственном настроении.